Служитель в императорском доме
(По сборнику «Ялкут Шимони»: книга «Тегилим», 25:702)
Это произошло много-много лет назад, в то время, когда римляне правили в Стране Израиля. К евреям они относились очень плохо, потому что опасались, как бы те не восстали против римского императора, и жестоко преследовали их.
В то время жил в городе Кейсария римский министр, наместник императора. Он правил всей Страной, почти как сам император.
Понятно само собой, что солдаты, охранявшие наместника, постоянно выслеживали евреев по всему городу и допрашивали их, чтобы знать, не покушается ли кто-нибудь на его жизнь. И из-за этих подозрений не разрешали ни одному иногороднему еврею ночевать в Кейсарии.
И вот однажды случилось, что еврей из другого города был вынужден прийти в Кейсарию по своим делам и не успел закончить их до наступления ночи. У него был знакомый в Кейсарии, он пошёл к нему и попросил:
— Пожалуйста, разреши мне переночевать в твоём доме! Невозможно уйти ночью из-за подозрений римлян и из-за хищных зверей, которые могут напасть в дороге.
Знакомый его опасался оставить у себя гостя и был в нерешительности. Ведь известно, что иногда римские солдаты ищут ночью посторонних даже в домах жителей Кейсарии, а не только на улицах. И если найдут такого гостя, накажут и хозяина дома. Но, в конце концов, он превозмог свой страх, потому что хотел исполнить важную заповедь: хорошо принимать гостей, и разрешил ему остаться.
Скоро стало ясно, что не напрасны были опасения хозяина. В ту ночь римские солдаты устроили обыски в домах и нашли этого гостя. Сейчас же арестовали его и потребовали объяснить, кто он и что делает в Кейсарии.
Гость сильно испугался. Ведь он знал, с какой жестокостью солдаты обращаются с евреями, но понадеялся на милосердие Всевышнего и посмотрел на них так, будто он поражён:
— Чего вы хотите от меня? Ведь я служу в доме императора, как вы посмеете арестовать меня?!
Еврей имел в виду, конечно, другого Императора — Царя всех Царей, Святого, благословен Он, Которому все евреи служители.
А солдаты подумали, что он имеет в виду наместника императора в Стране Израиля.
На самом деле солдаты не поверили ему, но, с другой стороны, боялись причинить ему зло. Ведь если он сказал правду, накажет их наместник. Решили держать еврея под арестом до утра и тогда проверить во дворце наместника.
Утром привели еврея во дворец и оставили во дворе под стражей. Вошли солдаты к наместнику и доложили ему:
— Прошлой ночью мы обнаружили в одном доме еврея, и он утверждает, что служит у тебя.
Удивился наместник: что это за служитель его, которого обнаружили ночью в чужом доме? Приказал ввести еврея и спросил его:
— Ты знаешь меня?
Еврей не знал, куда привели его солдаты, Он увидел перед собой важного римлянина, аристократа, но не догадался, кто он, и ответил откровенно:
— Нет, господин!
— Если нет, — упрекнул его наместник, — как же ты можешь быть одним из слуг в моём доме?
Понял еврей, что перед ним собственной персоной наместник, и решил говорить откровенно:
— Прости меня, господин министр, я, действительно, не служу в твоём доме, но прикрылся твоим именем, чтобы поступили со мной справедливо и милосердно. Если бы я не сказал этого солдатам, они бы побили меня. Они бы не поверили, что только один день я был в Кейсарии по делам и не успел вернуться в свой город.
Сказал наместник солдатам:
— Этот человек понадеялся на меня, и я хочу почтить его за доверие ко мне. Освободите его и обеспечьте ему благополучное возвращение в родной город!
Так спасся еврей.
По дороге домой благодарил он Бога за милосердие и подумал: «Если наместник пощадил меня только потому, что я понадеялся на его защиту, то уж, конечно, будет милостив с нами, евреями, Святой, благословен Он, если мы на самом деле и чистосердечно понадеемся на Него. И ведь на самом деле я понадеялся на Него, а не на римского наместника».