Универсальный сионизм (Дмитрий Радышевский)

Универсальный сионизм

Русская культура синтетична: она дала идеал и, начиная с Пушкина, множественные примеры всечеловека, представителя грядущей цивилизации: европейского азиата, верующего атеиста, националиста-универсалиста.

Именно алия, пропитанная этим русским духом, идеальна для выполнения еще трудно формулируемой общей миссии ново­го Израиля: гармонизации Запада и Востока — индивидуального и общинного сознания.

«Советские евреи» — прирожденные интеграторы, благодаря тому сплаву культур, из которого они созданы. Они одновремен­но интернационалисты и сионисты, рационалисты и мистики, евреи и русские.

Подобно тому как Израиль должен стать примирением меж­ду Западом и Востоком в глобальном масштабе, так русская алия должна создать этот синтез внутри самого Израиля. Светские по форме и религиозные по сути, именно русские евреи способны понять святость и светских, и религиозных: понять, принять и примирить ее в себе.

Именно русская алия — свежая сила, не принадлежащая ни к одному из непримиримых колен, — способна принести новое по­нимание национальной задачи Израиля: новое сознание, которое трансформирует страну и выведет Израиль из тупика. Русские ев­реи построили эту страну. Русские евреи и спасут ее.

Однако сразу же подчеркну, что прозвучавший панегирик не адресован нашей общине в ее сегодняшнем духовном, интеллек­туальном и, как следствие, социальном состоянии. Он адресован ее потенциалу, качество и количество которого велики, но рас­крытие которого зависит от способности элиты данной общины преодолеть свои центробежные эгоистические качества (свойст­венные всем, особенно интеллектуалам), свой цинизм обиженного и начать координированно мыслить, а затем и координированно Действовать.

Отметим также, что у каждой волны репатриации в Израиль, У каждой алии есть своя — уникальная и высокая — Миссия.

В антропософской системе координат у первой, европейской волны задача была построить тело государства, а если говорить об Уровнях мышления — то построить его рациональное сознание.

У сефардской волны задача была привнести в тело душу — эмоциональную природу, или сознание чувственное (левантий­ский темперамент необходим хотя бы для понимания внутрен­ней природы наших соседей, арабов). Алия русская должна доба­вить третий, завершающий компонент — дух, или интегральное со­знание.

Даже сложившийся социальный статус алии способствует восхождению интеллигенции русскоязычных израильтян к функ­ции коллективного пророчества. Древние пророки, люди в ос­новном образованные и даже имевшие до вступления на эту не­благодарную стезю (в нашем случае — репатриация) некоторый статус, также были в Израиле городскими сумасшедшими: марги­налами и диссидентами. Бросая идеологический вызов элите — как священнической, так и царской, — они были презираемы, а часто и преследуемы истеблишментом. В их распоряжении так же не было трибуны (наш аналог — «центральные СМИ»), в лучшем случае у них были кружки (наши веб-сайты) и в критические мо­менты — толпа. Но время сохранило только их слово — и оно сформировало культуру нашей цивилизации. Голос истеблиш­мента — голос популизма, беспринципности и псевдопрагматиз­ма — этот голос не дошел. У него нет эха. У него нет будущего.

Пророки выполняли двуединую функцию: вскрывали гниль настоящего и формулировали цели на будущее. Русские евреи призваны и приспособлены сегодня к этому более других.

Сначала — бичевание-покаяние. Для выживания общества они жизненно необходимы, ибо в Государстве Израиль сегодня, как перед потопом, почти каждый институт исказил свой путь и каждый государственный механизм извратился. Причин тому много — постсионизм, коррупция, нерациональное устройство многих систем, унаследованное с военных и даже подмандатных времен, инерция мышления, усталость старого истеблишмента и т.п. Алие легче все это обличать и требовать кардинальной реви­зии, ибо у нее нет священных коров: преданности партиям, сис­темам и структурам. Мама не работала в аппарате партии МАПАЙ, папа не служил в Гистадруте, сами не ходили в «бейта- ровский» детский сад, не служили в ЦАХАЛе, не жировали на квиюте в компании «Хеврат Хашмалъ». В данном случае неукоре­ненность алии в Израиле — не слабость, а сила.

Затем — образ будущего. В начале существования Израиля в обществе была взаимная любовь, т.к. была общая цель и общая мечта: восстановление еврейского государства. Сейчас для спло­чения и любви опять нужна общая Мечта — «общая метафора» Израиля.

Нужно создать Образ Будущего, к которому будет стремить­ся большинство народа. Если весь Израиль закричит в унисон, падут стены Иерихонские. Более свежий пример — веками моли­лись о возрождении Сиона, но когда все вместе взмолились при Холокосте — он возродился.

Существующие сейчас диаметрально противоположные об­разы будущего, назовем их условно «Голландия» и «Галаха», могут прийти через возвышающий консенсус к общему образу, если между евреями, какими бы разными они ни были, будут взаимная любовь и желание достичь примирения.

Этим возвышающим консенсусом может стать образ будуще­го Израиля как совершенного социального организма (Дом Мо­литвы для Всех Народов), в котором духовной любовью проникну­ты все сферы жизни.

Образ будущего должен обновить сионизм, перейти не к пост­сионизму, а к универсионизму, универсальному сионизму — от на­мерения создать национальное государство, как у всех, к намере­нию стать действительно Сионом — отметкой, знаком, маяком для всего человечества — высоким и вдохновляющим примером, инте­грирующим центром мира.

Могут сказать, что это — фантазии, утопические мечтания. Но умение правильно мечтать есть самое главное, трансформиру­ющее реальность умение. В истории все осуществлялось благода­ря мечтам. «Если захотите, это не мечта». Это Герцль. То есть сна­чала — мечта, потом — желание, и уже потом — анализ, действие и воплощение. Мыслить о будущем, мечтать — жизненно необхо­димо. Мысли о будущем формируют его. Этому посвящена целая дисциплина — телеология: наука о постановке цели. Правильная постановка цели определяет все. «Человек стоит ровно столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет». Это Марк Аврелий. «Жизнь, как река. Переплывая, греби, целясь выше. Течение все равно снесет». Это Лев Толстой.

Лидер должен уметь мечтать. Израиль — лидер мира. От то­го, насколько мечты его будут верными — укорененными в про­шлом, поддержанными настоящим и устремленными в будущее, зависит не только его собственная участь, но и судьба человече­ства.

Какие цели должен ставить перед собой Израиль? О чем меч­тать? К какому будущему должно призывать его коллективное пророчество алии?


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *