Возвышающий консенсус (Дмитрий Радышевский)

Возвышающий консенсус

Чтобы достичь согласия между разными позициями, мало одного желания к согласию. Хотя оно — главная и обязательная отправная точка. Необходима также процедура рационального принятия решений.

Вместе эти два компонента могут привести к возвышающему консенсусу вместо принижающего компромисса.

Последний — единственная процедура принятия решений, Действующая сегодня во всех областях — от кнессета до бизнеса. Суть компромисса — вынужденное согласие на минимальной об­щей позиции, которое, на самом деле, не устраивает ни одну из сторон.

Технология перехода к «возвышающему консенсусу» извест­на как система МДМ (мыследеятельностная методология). Разра­ботанная группой философа Щедровицкого, эта система успеш­но применяется в процедуре принятия решений широким спект­ром компаний — от общественных организаций до НАСА. Рус­скоязычные коллеги и последователи Щедровицкого в Израиле объединены в группу ЕСОД и успешно применяют данную мето­дологию в консультировании различных общественных движе­ний в Израиле и за рубежом.

Очень важно, чтобы эта технология была отработана хотя бы внутри одного «колена». Если русская алия, представляя собой микрокосм еврейского народа (в алие представлены все — от ли­бералов до ортодоксов), сумеет достичь возвышающего консен­суса по ключевым вопросам существования Израиля, создав не­кую единую Платформу алии, это может стать вдохновляющим первым шагом к выработке согласия во всем народе.

Если Израиль сможет перейти таким образом к парадигме кооперации вместо конкуренции, он сможет применить этот подход к решению всех остальных проблем — экономических, культурных и геополитических.

Применяя данную систему к политической системе Израиля, алия может предложить кардинальную (пилотную для всего чело­вечества) смену парадигм: переход от манипулятивной демокра­тии к рациократии — системе, в которой власть, т.е. менеджмент государства, принадлежит не политикам, чьи способности и мо­тивы объективными методами проверить невозможно, и народ полагается на «имиджи», созданные СМИ, пиар-технологиями и т.п., но экспертам, чьи профессиональные качества определяет общенациональная рациональная процедура, затрудняющая (ес­ли не блокирующая) субъективность и корыстные мотивы дан­ных экспертов.

В соответствии с методом интеграции прошлого, настоящего и будущего, эта инновационная, т.е. устремленная в будущее, по­литическая система, отвечая требованиям настоящего о рациона­лизации политического процесса, укоренена в прошлом еврей­ской традиции. Трижды в день религиозные евреи просят Все­вышнего в молитве: «Снова поставь над нами судей, как в преж­ние времена, и наставников, как было раньше». Наставники, пе­реводимые также как «советники», и судьи — это аналог экспер­тов рациократии.

При этом главным мотивом перехода к рациократии в еврей­ском государстве является не столько рациональность нового, сколько аморальность сегодняшнего. Примеры с поверхности: совмещение депутатского (контролирующего власть) и минис­терского (осуществляющего власть) кресла — аморально. Коали­ционный торг — аморален. Полная независимость от избирателя и тотальная зависимость от партийных бонз, составляющих спи­ски партии, — аморальны. Манипулятивная демократия, где вы­игрывает не тот, кто может лучше служить стране, а тот, кто нанял лучшую команду пиарщиков, — аморальна.

Но кто будет определять, что морально, а что нет?

Раньше в Израиле совестью были пророки. Но время хариз­матических лидеров прошло — пришло время сетей. Тот золотник духа, что раньше был в одном слитке, теперь расфасован по грам­му в телах многих. Необходим коллективный орган — некий Но­вый Санхедрин, к вопросу о котором мы вернемся ниже, — совет альтруистичных и мудрых людей из всех колен, следящих, чтобы рациональность не вступала в конфликт с моральностью.

Вместе с тем никакая самая совершенная и моральная система не будет работать, если не изменится человеческий фактор. Пло­хой человек может саботировать работу самой хорошей и рацио­нальной машины, в том числе государственной. Поэтому главная национальная задача — осознание своей национальной миссии и национальной самоидентификации.


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *