Хелемские глупцы
Хелемчане искупались
Девять хелемчан пошли купаться. Искупавшись и выйдя на берег, они решили проверить, все ли на месте, не утонул ли кто-нибудь, упаси Боже. Стал один считать: один, два, три… считает-считает, получилось восемь. Начал считать второй — тоже восемь. Так они считали по очереди и каждый забывал сосчитать себя. Оглядели они друг друга: кого-то не хватает, а кого — неизвестно. Сидят хелемчане на берегу речки голые и плачут. Шел прохожий человек, спросил: чего плачете? Рассказали они ему, что кто-то из них утонул, но не могут они дознаться, кто именно.
Пересчитал их прохожий, рассмеялся:
— Глупцы вы. Девять вас.
Не соглашаются хелемчане:
— Умник какой нашелся! Мы все считали, получилось восемь — а у него одного получается девять!
— Знаете что? — сказал приезжий. — Пусть каждый из вас сделает носом ямку в песке. Пересчитаете ямки и узнаете, сколько вас.
Так и сделали. Только убедившись, что в песке девять, а не восемь ямок, хелемчане поверили, что никто из них не утонул, и на радостях с ликующими криками помчались в город нагишом.
Средство от воров
Кто-то повадился таскать из синагогальной кружки деньги.
Прихожане переполошились: что делать? Как избавиться от вора? Думали-думали: повесили кружку у потолочной балки — туда-то никакому вору не добраться. А чтобы людям было удобно опускать деньги в кружку — приделали к потолку висячую лестницу.
Нашли выход
Старый синагогальный шамес сильно одряхлел. Он еле передвигал ноги и уже не мог, как он это делал всю жизнь, ходить ночью от дома к дому и, стуча молотком в ставни, будить евреев для чтения псалмов.
Что делать?
Решили созвать общегородское собрание и обсудить создавшееся положение.
Собрались хелемские евреи, думали-думали, судили-рядили и наконец решили:
— Снять со всех окон ставни, принести их в дом старого шамеса, и ровно в полночь шамес должен, не выходя из своего дома, постучать молотком во все лежащие перед ним ставни и тем самым разбудить жителей.
Где Тора — там и мудрость
Хелемчане стали строить городскую баню. Когда надо было настилать пол, все стали ломать голову: что делать? Строгать доски или нет? Строгать — будет скользко, люди могут сломать себе ногу или, поскользнувшись, обвариться кипятком, не строгать — тоже плохо: можно занозить пятки.
Думали-думали, ломали себе голову и решили обратиться к раввину за советом.
Когда пришли к раввину и изложили суть дела, он тоже думал-думал и наконец нашел такой выход:
— Доски для пола надо все-таки выстрогать, чтобы не было заноз, но класть струганной стороной вниз.
Хелемчане были в восторге от находчивости своего раввина.
— Где Тора, — говорили они, — там и мудрость.
Он умнее всех
Однажды хелемский раввин стал рассуждать сам с собой:
— Все говорят, что хелемчане — глупцы. Однако я ведь тоже хелемчанин и, слава Богу, совсем не дурак. Но раз идет такая молва, то я, как пастырь, обязан проверить это. Сказано ведь в Священном Писании, что “хранит глупцов Господь”. Так вот, я поднимусь на чердак, уберу лестницу и, завязав глаза, стану бродить по чердаку. Если я глупец — Бог будет меня хранить и не даст мне упасть, а если я умный, Бог меня хранить не станет — и я упаду с чердака.
Так и сделал.
В глубине души раввин считал себя очень умным, и он бродил по чердаку до тех пор, пока наконец не упал.
Лежит он на земле весь разбитый, еле живой и рассуждает сам с собой:
— Я знал, что умен, но сам не ожидал, что до такой степени. Я ведь весь в синяках и шишках — это означает, что я, наверное, умнее всех в Хелеме.
Он был заикой
В Хелеме однажды нашли на улице покойника. Раввин велел оповестить всех, чтобы люди пришли опознать мертвеца. Одна старушка, обливаясь слезами, пришла к раввину:
— Ребе, покойник — мой муж.
— А какие вы можете сообщить приметы?
— Как же, ребе, он был заикой.
— Это не примета, — сказал мудрый раввин, — мало ли заик на свете?
Смотря кто
Спросили одного хелемчанина: если бы ты нашел на базаре сто тысяч рублей — ты вернул бы пропажу хозяину?
Хелемчанин ответил:
— Смотря кто владелец: если бы эти деньги принадлежали Ротшильду — болячку бы я ему вернул! Но если бы эти сто тысяч потерял наш бедный шамес — я вернул бы ему все до копейки.
Ему не годится
Хелемчанин пришел на конский базар купить лошадь. Окружили его барышники, и стал каждый хвалить свой товар. Говорит один барышник:
— Купи моего коня. Это не конь, а вихрь. Запряжешь его в Хелеме в полночь, а уже в шесть утра будешь в Люблине.
Хелемчанин поморщился и решительно отказался:
— Этот конь не для меня — что я буду делать в Люблине в такую рань?