Хоббит по имени Элайджа
Элайджа Джордан Вуд (Elijah Jordan Wood), известный в кругу близких друзей и родных как «Обезьянка» (семейное прозвище), родился 28 января 1981 года в городке Сидар-Рапид, штат Айова (США), в семье Уоррена и Деборы Вуд.
Мама будущего «великого и неповторимого хоббита Фродо», — полу-ассимилированная американская еврейка-католичка, которая тем не менее, помнит и гордится своими корнями. Она не только отказалась сменить явно еврейское имя «Дебора» (ивр. דְּבוֹרָה, букв. «пчела»»), но и назвала своего сына библейским же именем «Элайджа», что означает «избранный», потому что верила – ее сына ждет великое будущее.
Впрочем, есть мнение, что «Элайджа» — это некая «экзотичная» форма имени «Элияху» (Илья, по-русски). Лично я не уверен ни в первом, ни во втором значении этого имени, так что, если кто подскажет, буду очень благодарен…
Однако, статья не об этом. У Элайджи есть старший (на 7 лет) брат – Захария (Zachariah Nathaniel), младшая (на 2 года) сестра – Ханна (Hannah Blessing). Согласимся, эти имена не могла дать не-еврейка, которая, по-видимому, решала в семье Вудов абсолютно всё. Кроме людей, в эту семью входят две собаки (бородатых колли): Мошенник (Rascal) и Лавон (Levonne или Levi (!)).
В 1984 году трехлетний Элайджа впервые оказался на съемочной площадке – Малькольм Моубрэй снял малыша в картине «Частная функция», сатирической комедии о похищении свиньи. Вряд ли этот первый опыт оставил какой-то след в сознании ребенка, однако, через три года его вновь пригласили на съемки – на этот раз в строгой мелодраме «Крошка Доррит». Элайджа стойко перенес значительные объемы прозы Диккенса, которые ему приходилось заучивать, и вернулся в родную Айову.
Вскоре после того, как он пошел в школу, за ним были замечены способности в музыке, так что в семь лет Элайджа уже солировал в местном хоре, а еще год спустя участвовал в театральной постановке «Волшебника из Страны Оз» (The Wizard Of Oz) на фестивале «Hooray for Hollywood».
Однажды, во время просмотра телевизионной рекламы, маму Элайджи, посетила мысль о том, что ее сын мог бы с таким же успехом сниматься в роликах, как и остальные его сверстники. Так, в 1988 году, Дебора отдала сына на учебу в местное модельное агентство «Avant Studios». Полгода спустя мальчик был отправлен на конференцию-семинар «International Modeling and Talent Association», проходящую в Лос-Анджелесе.
Один из членов жюри, принимавших участие в отборе молодых талантов, Гари Скалзо, признался, что изначально очень неохотно согласился участвовать в этом мероприятии: «Там было более 200 детей со всего бела света, а сверх того еще 300 человек в возрасте до 30 лет, решивших попытать удачу. Как-то один из моих коллег спросил, видел ли я Элайджу, и меня это заинтересовало. В результате я на протяжении целого дня с открытым ртом наблюдал за ним и не мог скрыть своего восхищения его бурлящей энергией и талантом. Единственное, чего я опасался, сможем ли мы потом направить всю эту энергию в нужное русло».
Вспоминает член жюри Дэвид Гуиллод: «Он был такой милашка! Когда Элайджа впервые вышел на сцену, в зале воцарилась тишина. Он полностью контролировал аудиторию с момента своего появления. Его естественное обаяние, его улыбка и актерская харизма мгновенно покорили сердца зрителей».
Талант был настолько очевиден и неотразим, что уже через несколько дней после закрытия мероприятия, Элайджа с мамой получили приглашение в агентство на предмет развития актерской карьеры мальчика. Сам Элайджа вспоминает: «Мне и в голову не могла прийти идея, что я могу стать актером! Мне была интересна карьера фотомодели». Однако когда Скалзо прочел с ним на пару несколько монологов, а затем спросил, хочет ли он быть актером, мальчик, не задумываясь, ответил: «Конечно. Я буду актером».
Уже через месяц Вуды переехала в Лос-Анджелес, где и началась актерская карьера Элайджи, который первые три года в Голливуде работал под чутким руководством Скалзо. Кстати, именно поэтому Элайджа не получил «нормативного» среднего образования в школе. С ним занимался круглогодичный частный репетитор, оплаченный домом моделей «Avant Studios» в Сидар-Рапиде.
Через 6 недель прослушиваний и кастингов Элайджа получил свою первую роль — в клипе Паулы Абдул «Forever Your Girl». Затем последовали небольшие, почти эпизодические, роли в таких лентах, как «Назад в Будущее 2» (Back to the Future Part II, 1989) и «Внутреннее расследование» (Internal Affairs, 1990). Однако американские кинокритики впервые заметили молодое дарование только после выхода на экраны фильма Барри Левинсона «Авалон» (Avalon, 1990), посвященный нелегкой судьбе евреев-эмигрантов, прибывших из Восточной Европы в Нью-Йорк.
Кстати, Элайджа совершенно равнодушен к религии, хоть и хорошо осведомлен о своих еврейских корнях. «Перед сном я молюсь перед распятием, висящим на стене над кроватью — но это по привычке, привитой с детства, не по убеждению… Бог есть, я это знаю, и я делаю для Бога что могу, как бы его не звали… У меня есть мечта хоть раз в жизни побывать в Иерусалиме, но не как актер, тем более, не как «хоббит», а просто как Элайджа…» — делится он своими мыслями.
«Авалон» оказался для Элайджи судьбоносным – роли посыпались на его кудрявую голову, как из рога изобилия. После проекта «Ребенок в ночи» (Child in the Night, 1990) малыш попал в «Рай» (Paradise, 1991). Там десятилетний Элайджа исполнил свою первую главную роль в компании Мелани Гриффит и Дона Джонсона. История взросления Уилларда вышла настолько успешной, что в следующем году именно Элайдже Ричард Доннер предоставил роль в «Радиопилоте» (Radio Flyer, 1992).
Элайджа Вуд в течение нескольких лет воплощал образы ранимых, слабых подростков: в 1992 г. он блистал в телефильме «Дэй-О» (Day-O), а несколько месяцев спустя сыграл в настоящем голливудском хите «Вечно молодой» (Forever Young) с Мэлом Гибсоном и Джейми Ли Кертис. В следующем своем проекте он делил лавры успеха с еще одним мальчиком-звездой – Маколеем Калкиным в «Хорошем сыне» (The Good Son, 1993) Джозефа Рубина.
«Оглядываясь назад, могу сказать, что мир детей-актеров довольно жесток», – вспоминает Элайджа, в который раз благодарный своей матери и сестре за то, что они поддерживали его, присутствуя на съемках: «Это очень сложный мир, в нем не так просто выжить, если у вас нет за спиной надежной опоры. Моя мама всегда хотела, чтобы у меня было нормальное детство, чтобы я рос, как обычный ребенок. Я редко встречал семьи, которые были бы настолько же близки, насколько близки мы. Мне действительно повезло. Я не имел особых эмоциональных контактов с отцом, поэтому для меня это не было большой проблемой».
С отцом у Элайджи сложились очень непростые отношения, – достаточно сказать, что мальчик видел своего отца в последний раз лет восемь назад, когда тот развелся с его матерью, по суду отняв продовольственный магазин, которыми супруги владели сообща. Больше они, — отец и сын, — никогда не встречались, и вряд ли когда-нибудь встретятся…
В 1993 г. Стивен Соммерс предложил Элайдже роль Гекльберри Финна в киноадаптации всемирно известного произведения Марка Твена (The Adventures of Huck Finn, 1993). Амплуа “ребенка из неблагополучной семьи” было развито в поствьетнамской «Войне» Джона Эвнета (The War, 1994).
Несмотря на возраст, Элайджа выдерживал заданный ритм: два фильма в год. К 1994 г. он уже заработал на свой первый автомобиль – красный «Феррари» – и останавливаться, к счастью, не собирался. «Я люблю все, что связано с кинопроизводством, – говорит он. – Люблю этот процесс от начала до конца, от звукооператора до монтажа. Я люблю играть, влезать в шкуру своих героев, примерять на себя разные характеры и открывать других людей, я учусь понимать не только их, но и жизнь в целом».
Кстати, любимые кинофильмы Элайджи – «Амели», трилогия «Звездные Войны», «Небесные существа» и «Храброе сердце». А худшие фильмы, по его мнению: «Годзилла» и «Перл Харбор»… Что-ж, о вкусах не спорят.
Новая главная роль и новый успех сопутствовали Элайдже в комедийной драме Роба Райнера «Норт» (North, 1994), в которой он сыграл роль идеального ребенка. И хотя сам фильм с треском провалился на родине, — американцы раскусили довольно-таки злую сатиру на свой образ жизни, и именно поэтому освистали фильм! — Элайджу похвалили, как «то единственно хорошее, что можно было увидеть в этой кинохалтуре».
Однако по мере взросления, выбор Элайджей персонажей заметно сузился. После бытовой комедии «Флиппер» (Flipper, 1996) с Полом Хоганом и дельфином, воплощать и дальше образ ребенка было уже трудно. Требовались действительно серьезные проекты, главным из которых оказался «Ледяной шторм» (The Ice Storm, 1997) Энга Ли, где Элайджа играл с Кристиной Риччи.
В 1998 году Роберт Родригес собрал команду для съемок молодежного триллера «Факультет» (The Faculty, 1998), где Элайджа Вуд сыграл одну из главных ролей, и в том же году он предстал в образе юного астронома в фантастическом фильме Мими Ледер «Столкновение с бездной» (Deep Impact). Эти картины пользовались устойчивой любовью публики и собрали неплохую кассу в мировом прокате.
Удивительный рост карьеры Вуда был продолжен: в период с 1999 – по 2000 гг. Элайджа снимался в трех кинокартинах: «Шмель все равно летает» (The Bumblebee Flies Anyway), выпущенный на спутниковом телевидении, «Черное и белое» (Black and White) и «Недотёпы» (Chain of Fools), выпущенных на видео.
Затем Питер Джексон, задумавший экранизировать «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкиена (The Lord of the Rings, 2001–2003) предложил Элайдже роль хоббита Фродо Бэггинса. Именно этот фильм и стал самым значительным в карьере «маленького принца Голливуда». Уже первая часть магической саги Джексона была удостоена в 2002 году четырех «Оскаров».
Элайджа о будущих съемках трилогии узнал во время работы над «Факультетом». Он уговорил своего друга, режиссера Джорджа Хонга, сделать кинопробу с ним в роли Фродо, предоставив собственноручно снятые материалы. Ролик удался: Элайджа Вуд послал его в Новую Зеландию, и Джексон согласился на прослушивание молодого дарования. А после встречи он уже не сомневался в том, что исполнитель главной роли найден. Элайджа просто идеально подошел под описание, когда-то данное своему герою автором трилогии.
На время съемок ему пришлось перебраться на временное место жительства в Новую Зеландию, чем он был весьма доволен. «Новая Зеландия – потрясающе красивое место! – рассказывал актер в одном из интервью. – Это самое настоящее толкиеновское Средиземье!».
Элайджа присоединился к замечательному созвездию актеров: Яну МакКеллену в роли волшебника Гендальфа, Йену Холму в роли хоббита Бильбо Бэггинса, Кейт Бланшетт в роли королевы эльфов Галадриэль и Лив Тайлер в роли эльфийской принцессы Арвен. «Все было словно бы я приглашен в путешествие, которое позволило мне не только научиться актерскому мастерству, но и развиться как личности. Это как исполнение мальчишеской мечты – взять в руки меч и сражаться с чудовищами, карабкаться по скалам!».
Кстати, жертвы, которые приносил актер на алтарь искусства, достойны восхищения: например, два с половиной часа ежедневного грима, ради которого приходилось вставать в пять утра. Но именно такой роли ждал Элайджа. Параллельно с напряженной работой над очередными сериями эпопеи «Властелин колец», он сыграл в картине «Пепельная среда» (Ash Wednesday, 2002) в роли скрывающегося сына мафиози, ставшего жертвой ирландских гангстеров.
Потом, когда Джексон решил по каким-то причинам переснять некоторые сцены из эпопеи «Властелин колец», ему пришлось снова вернуться на съемки. Вуд признается, что образ Фродо по-прежнему живет в его душе. «Хоббиты, кроме своего маленького роста, отличаются еще чистотой, любовью к жизни, способностью дружить, обожают хорошую еду и хороший разговор, – говорит он. – Это самые замечательные вещи в нашей жизни. Я чувствовал себя немного хоббитом и до съемок, но сейчас я стал им в глубине своего сердца».
Кроме того, Элайджа снялся в молодежной драме «Семнадцатилетние» (Try Seventeen, 2003) в роли студента одного из американских колледжей, которому предстоит познать прелести первых опытов любви, общаясь с соседками по съемной квартире: очаровашкой Лизой (Франка Потенте) и загадочной одиночкой Джейн (Мэнди Мур). Кстати, именно с немецкой актрисой Франкой Потенте Элайджа встречался до недавнего времени, но это отдельная история…
Из последних кинолент с участием Элайджи стоит отметить: «Вечный свет чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind), «Янки» (The Yank («Houligans»)), скандальный «Город грехов» (Sin City), «Всё освещено» (Everything Is Illuminated) и мультфильм «Счастливые ножки» (Happy Feet), где Элайджа озвучил главного персонажа — пингвина Мямлю.
В отличие от многих равных ему актеров, которые застревают на молодых ролях в двадцать лет, Элайджа, кажется, приспосабливается хорошо, поскольку каждый год продвигается по актерской лестнице…
Замечательная статья! :) Прочел на одном дыхании!
Кстати, я и не знал что Элайджа Вуд — еврей… впрочем, конечно, догадки были, особенно после фильма «Всё освещено», но в целом — удивился :) приятно!
Как пелось в знаменитых народных куплетах:
«…Чингачгук Могучий Змей
В детстве тоже был еврей.
А из трёх богатырей
Илья Муромец — еврей».
Если же серьезно, то — да, это факт. Хоббиты — они такие, как выяснилось… особенно главный, Элайджа Вуд :grin: Кстати, он, выходит, имеет право на репатриацию в Израиль по Закону о возвращении (мама — еврейка, будь она хоть трижды ассимилирована).
Так что, в будущем году — в Иерусалиме!
Ну, в крайнем случае, в аидышен Шире :lol: :lol: :lol:
Постой, если его мама — еврейка, которая перешла в католичество — то он вроде как не имеет права репатриироваться…
Или я что-то путаю? :)
это значит, что он — не еврей.
Хм, мне например известно что человек остается евреем В ЛЮБОМ случае.
Walrus-Kay писал: «…есть мнение, что «Элайджа» — это некая «экзотичная» форма имени «Элияху» (Илья, по-русски)»?
Собственно, ничего экзотичного. Оно и есть. Elijah = Элиа, Элия, Илия, Илья. Оно же Элиягу (Eliyahu). Вся неузнаваемость оттого лишь, что в английском произношении «йот/йуд» превращается в «дж».
Elijah (pronounced /ɨˈlaɪdʒə/)[1] or Elias (pronounced /ɨˈlaɪ.əs/) (Hebrew: אליהו, Eliyahu; Arabic:إلياس, Ilyās), whose name (El-i Yahu) means «Yah is my God,»[2] was a prophet in Israel in the 9th century BC. He appears in the Hebrew Bible, Talmud, Mishnah, New Testament, and the Qur’an. (http://en.wikipedia.org/wiki/Elijah).
Большое спасибо, ув. Галина, за разъяснения! Значит, я был «подсознательно» прав, считая, что «Элайджа» — все-таки это Илья (в случае с хоббитом — Илюша :grin: ). Еще раз благодарю!
Нам, конечно, много чего может быть известно, но галаха на то нам и дана…
Ахи Aleks Megen и ув. кошка, хочу внести некоторую ясность в возникший вопрос. Прежде всего, я в своем комментарии писал про израильский «Закон о возвращении», который, как известно, отнюдь не галахический, да и не в Галахе дело. Оставим ее в покое, пока не понадобиться…
Итак, согласно ему, Закону, «Каждый еврей имеет право на репатриацию в Израиль» и (определение) «евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки, а также лицо, принявшее иудаизм» (последняя поправка по данному вопросу (март, 1970 года)).
Как это соотносится с поднятым вопросом: имеет ли Элайджа Вуд право на репатриацию и вообще, еврей ли он? Сейчас поясню: в Законе, заметьте, сказано «от матери-еврейки», но нигде не указано, что это должна быть «ортодоксальная, кошерная» и пр. еврейка. Ибо рассматривается не вероисповедание (принадлежность к конфессии), а именно национальность. Дебора Вуд — еврейка, сама признавая это, и, что важнее, являясь еврейкой с обеих сторон (проверенно). Её католицизм и брак с не-евреем — личное дело свободного человека свободной страны, никак не умаляющее национальность.
Более того, согласно все тому же Закону, его действие распространяется на детей и внуков евреев, а также членов их семей, вдов и вдовцов, получающих (независимо от вероисповедания и степени ассимиляции!) тот же гражданский статус и пользующихся теми же правами и льготами, что и другие репатрианты, являющиеся «кошерными» евреями, так сказать, «истинными арийцами», как, например, я.
Следование этому пункту Закона привело к тому, что в Израиль приехали сотни тысяч (если не больше) человек, НИКАКИМ БОКОМ с еврейством не связанных. Более того, они ОТКРЫТО исповедуют иные религии, держат дома иконы и прочее. Я сам прожил в Израиле 15 лет, так что отлично знаю о чем говорю.
Таким образом, Галаха — Галахой, а Элайджа Вуд, конечно, имеет полное, более того, законное право на репатриацию в Израиль, как СЫН ЕВРЕЙКИ, а следовательно, — по Закону о возвращении, — и САМ ЕВРЕЙ, хоть он молись у распятия не спустя рукава, а изо всех сил, и будь его мама хоть шаманкой центральноафриканского племени, хоть реформистской раввинкой!
Можно сколько угодно спорить с Законом, с неточностью и огрехами формулировки (что, кстати, очень многие израильтяне и делают), выходить на пикеты с плакатами, не признавать евреями тех или других людей (как многие раввины не признают евреями выходцев из Эфиопии и Индии) — ваше законное право. Боритесь, если хотите. Флаги в руки и барабаны на шеи, а мы помашем платочками из окна.
Впрочем, я почему-то уверен, что Элайджа Вуд не воспользуется этим правом. Ему и в Америке хорошо. Там он — актер, получивший более чем заслуженную известность, и там мало кого интересует что у него в паспорте или в штанах… ;-) :grin:
Галаха гласит, что евреем является лишь тот,кто рождён от матери-еврейки. Если на момент рождения ребёнка, мать еврейкой НЕ являлась (а в случае с иудаизмом, в отличие от других национальностей и вероисповеданий, ЕВРЕЙ и ИУДЕЙ — понятия тождественные),то и ребёнок НЕ ЕВРЕЙ.
Более того, Галаха говорит и о том, что переход в христианство (если не ошибаюсь,»мешумадим» в буквальном переводе «погибшие») — это ещё хуже, чем просто отрицание своего еврейства. Кстати, если мне не изменяет память, то из христианства вернуться обратно в иудаизм — нельзя, даже если сильно захочешь.
Дальше. Национальность отца ВООБЩЕ никакого значения не имеет.
О чём именно Вы говорили, ясно и без объяснений, но дело не в репатриации, а в идентификации. Можно сколько угодно гордиться тем, что он «из наших», «про себя» считать его евреем (кстати, не стОит в моих словах усматривать намёк на неодобрение — просто пытаюсь внести ясность) и прочее и прочее, но…
В принципе, согласен. Хотя гораздо более держусь мысли «Два еврея — три мнения» ;)
:) для того Закон и существует,чтоб не было «три мнения»…
цитата: «О чём именно Вы говорили, ясно и без объяснений, но дело не в репатриации, а в идентификации…»
Но уважаемая, именно о праве на репатриацию-то я и писал в комментарии. С него и вокруг него — права, — как я понял, и пошла дискуссия (кстати, весьма содержательная, и, главное, взаимно вежливая, что не может не радовать).
О национальной идентификации я и речи не вел. Согласитесь, как я могу приписывать даже одному из своих любимых актеров понятия о его национальной идентификации? Может быть, Элайджа Вуд и не считает себя евреем, это — его полное право.
Речь ведь шла всего-навсего о возможности применения к нему Закона о возвращении, коль скоро он бы захотел им воспользоваться. Иное дело, что формулировка Закона не ахти какая точная и проработанная со всех сторон, что оставляет немало «щелей» для злоупотреблений и кривотолков, Ну, это уже дело законодателей из Кнессета… Как говорил в аналогичном случае Гоцман («Ликвидация»): «Пусть у них об этом штаны преют» :lol:
цитата: «кстати, не стОит в моих словах усматривать намёк на неодобрение — просто пытаюсь внести ясность».
Ни Боже мий не усмотрел, честно! Мы оба вносим ясность в вопрос с разных сторон — не более :) Правда, и не менее :)
Ну да, учитывая как формировалась Галаха :) большинством мнений ведь
Под словом «Закон» мною подразумевалась Галаха, а не закон государства Израиль. Что касается репатриации, то исходя из имеющегося, он имеет право на неё не более, чем мой сосед с третьего этажа дядя Вася — только путём собственного перехода в еврейство. Ну или посредством других близких родственников-евреев (в настоящем).
А насчёт того, как формировалась Галаха… В данном случае речь идёт о вещах, которые упоминаются в Торе, данной Творцом. Это только комментарии и объяснения к ней (в том числе и логическое объяснение привязки к МАТЕРИ) дано позже мудрецами.
Почему он не имеет права на репатриацию?
Мать его — может и не имеет, а он — мне кажется, вполне.
потому что он НЕ ЕВРЕЙ.
Его мать — еврейка, почему нет?
потому что перечитайте мой вчерашний пост в 20:38
Ок, а кто сказал что на момент рождения Элайджи его мать уже была католичкой?
обалдеть! дорогие комментаторы, вы не замечаете, сколько в ваших комментариях национализма в самых низменных его проявлениях? просто глазам своим не верю. такими темпами и до Третьего рейха недалеко, потому как разницы никакой.