Ярон Ядан — Запретный Талмуд (2012)
Год: 2012
Автор: Ярон Ядан
Жанр: сатира, религия, атеизм
Описание: Ярон Ядан написал достаточно жесткую (а может для кого-то — и слишком жесткую…) книгу о Талмуде — «Запретный Талмуд» (2012), о различных примерах, над которыми дискутировали еврейские мудрецы — и чьи дебаты позже стали частью того, что сегодня известно под одним названием Талмуд. Фактически, это где-то подход в духе Лео Таксиля и его «Забавной Библии», которая пользовалась популярностью в эпоху Советского Союза и воинствующего научного атеизма.
Автор насобирал на более чем 500 страницах своей книги более чем 260 примеров различных, местами крайне абсурдных, ситуаций, над которыми рассуждали раввины и ученые умы иудаизма много-много лет назад. Причем, характер размышлений не вызовет никаких вопросов у человека, знакомого с иудейской традицией комментария и толкования, с методами «пильпуль» — талмудических дискуссий, где в попытке доказать то или иное, в ход шли самые абстрактные, фактически невозможные в жизни примеры и аналогии.
Парочка примеров рассматриваемых в книге талмудических вопросов:
- ОСКВЕРНЯЕТ ЛИ ПРИКОСНОВЕНИЕ К МЫШИ, СОСТОЯЩЕЙ НАПОЛОВИНУ ИЗ ПЛОТИ, А НАПОЛОВИНУ ИЗ ЗЕМЛИ
- КАКИЕ АМУЛЕТЫ МОЖНО НОСИТЬ НА ЦЕПОЧКЕ В СУББОТУ
- КАК КАСТРИРУЮТ ПЧЕЛ
- ВЫКИДЫШ в ФОРМЕ ЗМЕИ, СОВЫ И КРОКОДИЛА
- ДОЗВОЛЕНО ЛИ ЧИТАТЬ «ШМА ИСРАЭЛЬ» РЯДОМ С ГОЛЫМ ΗΕΕΒΡΕΕΜ
- СЛЕДУЕТ ЛИ СЖЕЧЬ ПАРИК, ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ ЖЕНЩИНЕ, ЖИВУЩЕЙ В «ОТВЕРЖЕННОМ» ГОРОДЕ
- РЫБА, НЕ ИМЕЮЩАЯ ЧЕШУИ, В ЖИВОТЕ КОТОРОЙ НАЙДЕНА РЫБА, ИМЕЮЩАЯ ЧЕШУЮ; РУСАЛКИ
- и другие, не менее удивительные…
Отмечу сразу — в книге очень много «интимной» тематики, поэтому будьте готовы, в случае прочтения, периодически краснеть…
Напоследок, если вы вообще считаете себя верующим человеком — не спешите читать эту книгу. Подумайте над тем, что она как минимум может привести к гневу, испорченному настроению, дурным мыслям и вообще всему, что в жизни верующего человека неуместно. Если же вы достаточно храбры — введите в поисковый запрос название книги, и в первых же ссылках можете найти возможность чтения книги Ярона Ядана «Запретный Талмуд» онлайн.
Парочка иллюстраций из книги (достаточно «безобидных», в сравнении с остальными), чтобы вы могли примерно оценить, стоит вам ее читать или нет:
Я верю в Б-га, продвигаюсь в соблюдении заповедей, читаю религиозную литературу, включая перманентное изучение ТаНаХа. Талмуд не изучал, но, естественно, постоянно натыкаюсь на выдержки, в т.ч. и очень пространные. И чем больше я узнавал Тору (письменную), тем больше возникало вопросов, откуда берётся написанное в Талмуде и у поздних комментаторов. В некую Устную традицию, передаваемую изустно от Моше и до таннаев, я верил тем меньше, чем больше изучал Письменную Тору. И уж тем более меня возмущала и возмущает декларируемая «богодухновенность» Мишны и всего массива комментариев и фактическое превосходство их над самой Торой, протаскиваемое под разными предлогами, вроде того, что это и есть сама Тора, просто «расшифрованная» мудрецами.
Так вот книга Ярона Ядана и публикации на его сайте Даат Эмет меня не только не возмущают, но и дают ответы на мучившие меня вопросы. Меня не привлекает быть участником некого веселого клуба под названием «Религиозные евреи», в котором главную ценность составляют многочисленные правила этого клуба, якобы основанные на Торе, исполнение которых превращается в увлекательную игру. Мне хочется хотя бы примерно понять, что хочет от нас Всевышний. И единственный возможный в этом случае путь — путь познания. Который, вопреки распространенным мнениям, абсолютно не противоречит пути веры в Б-га.
Так что рекомендую эту книгу как раз в первую очередь тем, кто верит в Б-га. Но именно в Б-га, а не в своего любимого раввина, в красивую субботнюю скатерть или в напичканную мудростями бороду. Ярон Ядан, в отличие от всяких борцунов с религиозным опиумом, знает, о чём пишет. Он был главой колеля и, по попадавшимся мне в Интернете сведениям, знает Талмуд наизусть, а это нечастый случай даже среди раввинов. Конечно, он, как человек разочаровавшийся, не может избежать перегибов, конечно, встречаются и неточности, но это не снижает ценности его труда.
Что касается людей не верующих, которые в большинстве случаев не знакомы с тем, во что они не верят, книга (и в особенности сайт Даат Эмет) вряд ли будет им понятна. Максимум, что они увидят — это сборник какого-то отборного абсурда. И это, к сожалению, ещё дальше отодвинет их от Торы и заповедей, ибо создаст ложное ощущение, что теперь они знают, о чём Тора.