Еврейская музыка. Часть шестая
Участие евреев в музыкальной культуре других народов (XIX–XX вв.)
Начиная с XIX в. евреи активно включились в музыкальную жизнь едва ли не всех цивилизованных стран мира, занимаясь композицией и исполнительством, музыкальной наукой и критикой. Разрабатывая темы и образы, характерные как для мирового искусства, так и для музыкальных традиций страны проживания, композиторы-евреи нередко обращались к еврейской тематике. И в светских и вненациональных сочинениях часто проступает еврейский дух и характер, хотя, порой, едва уловимый…
Один только перечень знаменитых имен может дать представление о масштабах и значимости духовного вклада, внесенного евреями в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Но он был бы неимоверно длинным, — сплошь имена, целый лес одних только имен и по две даты на каждого, — точно не соответствущим формату статьи. Поэтому, буду рассказывать (как всегда хорошо, доступно и красиво, — как умею) вкратце, только о самых значительнывх деятелях музыкального искусства, что называется «галопом по Европам», оставив США и государства американского континента «на закуску».
Франция
На первом месте среди еврейских музыканльныйх гением этой страны, конечно, Дж. Мейербер – один из реформаторов оперного искусства XIX в. и основоположник французской «большой оперы». В его богатом наследии кроме широко известных «Роберта-Дьявола», «Гугенотоа» и «Пророка», есть сочинения, основанные на библейских и бытовых еврейских сюжетах: оперы «Клятва Ифтаха», «Юдифь», 12 псалмов для солистов и хора и др.
Ж. Ф. Халеви, также представитель «большой оперы», прославился «Жидовкой» (о преследовании французских евреев инквизицией), которая обошла оперные сцены всех стран мира. Автор еще немалого числа приозведений, связанных с еврейской тематикой, Халеви был постоянным секретарем французской Академии изящных искусств, профессором Парижской консерватории, его учениками были великие композиторы Ш. Гуно, Ж. Бизе, К. Сен-Санс.
Ж. Оффенбах вошел в историю как один из создателей жанра классической оперетты, основатель театра «Буфф Паризьен» и многолетний его руководитель.
Сын еврейки и нееврея, Камиль Сен-Санс, классик музыки XIX века, пианист, дирижер и музыковед, создал ряд произведений на библейские сюжеты: широко известную оперу «Самсон и Далила», оратории «Потоп» и «Земля обетованная», псалмы для хора с оркестром.
В группе композиторов-постимпрессионистов выделяются П. Дюка и А. Руссель, а среди крупнейших композиторов XX века – Д. Мийо. Уроженец Прованса, он использовал в своей музыке еврейские сефардские мелодии, а его знаменитая кантата «Огненный замок», посвященная памяти убитого нацистами племянника, воспринимается как музыкальный памятник всем жертвам Катастрофы.
Германия и Австрия
Сами по себе немцы (и австрийцы) – весьма музыкальный народ; одни только имена Баха, Моцарта, Бетховена, Берлиоза и Генделя (последний, правда, творил в Англии, но по национальности-то был немцем) составили бы честь любому государству мира. Про фольклор я вообще молчу…
Так что, именно Германия, — как средоточье еврейской жизни Западной Европы, — конечно, не могла не породить настоящей плеяды композиторов. Вот только некоторые из них (если рассматривать XIX-XX вв.):
Йозеф Дрекслер – композитор и педагог, в 1825 году по заказу венской общины написал кантату на освящение новой синагоги.
Игнац Мошелес (1794-1870), один из крупнейших пианистов первой половины XIX в., композитор и педагог, был профессором консерваторий в Лондоне и Лейпциге.
По некоторым данным, Иоханн Штраус-отец (1804-1849), австрийский композитор и дирижер, родоначальник известной семьи музыкантов, так называемый «Отец вальса», был сыном крещеного еврея.
Ф. Мендельсон – разносторонне и гениально одаренный художник: композитор, пианист и органист, дирижер, основатель и директор первой в Германии Лейпцигской консерватории, педагог и глава композиторской школы.
Фердинанд Хиллер — композитор, пианист, дирижер, друг и биограф Ф. Мендельсона, один из основателей и первых директоров консерватории в Кельне. В списке его произведений – оратории «Разрушение Иерусалима» и «Саул».
Карл (Карой) Гольдмарк, венгерский по происхождению еврей, живший и работавший с 1859 в Вене, композитор и музыкальный критик. Наибольшую известность ему принесла опера «Царица Савская», поставленная театрами многих стран мира; в опере явственно слышны еврейские музыкальные интонации.
Из современных нельзя не отметить знаменитого немецкого композитора Пауля Дессау, вице-президента Академии искусств ГДР (с 1959 г.), проявился как разносторонний и самобытный художник в различных музыкальных формах: опера (в том числе «Ланцелот» по пьесе Е. Шварца, 1969 г. и «Эйнштейн», 1974 г.), симфоническая и камерная музыка, песни и хоры, оратории, музыка к фильмам и спектаклям. Некоторые его сочинения написаны с использованием еврейской тематики и еврейских образов: симфония до-мажор (1926 г.), в которой звучит напев «Коль Нидрей», музыка к снятому в подмандатной Палестине фильму «Авода» (1936 г.), сценическая оратория «Хаггада» (на иврите; текст М. Брода, 1936 г.). Дессау в своих сочинениях одним из первых стал использовать приемы полистилистики, сочетая цитаты из старинной классической музыки с пронзительными электронными звучаниями.
Рудольф Вагнер-Рёгени (1903-1969), композитор, дирижер и педагог, профессор Академии искусств ГДР. Среди его сочинений – вокально-инструментальные кантаты «Исав и Иаков» (1930 г.), «Кантата Царя Давида» (1954 г.), «Сотворение мира» (1953 г.), псалмы для детского хора, басов и малого оркестра (1955 г.). В 1960 г. П. Дессау и Р. Вагнер-Регени сочинили совместно с немецкими композиторами Б. Блахером, К.-А. Хартманном и Х. Вернером кантату для двух чтецов, солистов, камерного хора и оркестра «Еврейская хроника» (на слова Й. Герлаха): в текст кантаты вплетены цитаты из Библии, а в музыке слышны интонации еврейских песен-плачей.
Крупный немецкий композитор XX в. К. Вейль, с 1935 г. поселившийся в США, в 1948 г. после провозглашения Государства Израиль переложил «Ха-Тикву» для симфонического оркестра.
Два гениальных австрийских музыканта оказали на рубеже XIX-XX вв. колоссальное воздействие на развитие мировой музыки. Это Г. Малер – выдающийся композитор и один из величайших дирижеров своего времени и А. Шёнберг — крупнейший композитор-новатор, создатель так называемой «додекафонной системы композиции», теоретик музыки и педагог.
Польша
В Польше было так же немало евреев, таланты которых не миновали и музыки. Так, например, наиболее знаменитыми являются: композитор и пианист Александр Тансман, среди его произведений – опера «Шабтай Цви, лжемессия» (1961 г.), оратория «Пророк Исайя» (1951 г.), псалом для солиста, хора и оркестра, «Еврейская рапсодия» для камерного оркестра (1937 г.)
Пианисты Михаэль Бергсон, Кароль Таузиг, Маурицы Розенталь, Игнацы Фридман, Леопольд Годовский, Юзеф (Иосиф) Гофман (ученик М. Мошковского и Антона Рубинштейна) прославили свой народ среди польских знатоков музыки.
Не отставали от них пианист, музыкальный критик и композитор Юлиуш Вольфсон, скрипачи Г. Венявский, Б. Губерман. Г. Шеринг и Ида Хендель, музыковед Зофия Лисса; дирижеры Гжегож Фительберг и Пауль Клецки, певец и фольклорист Менахем Кипнис.
Румыния
Композитор, дирижер и педагог Альфред Мендельсон (не родственник, просто однофамилей великого композитора) – по праву первый еврейский музыкальнгый деятель Румынии.
Композитор Думитру (Давид) Бугичаиле), — автор «Драматического диалога для флейты и смычковых инструментов» (1969 г.) и «In memonam» (1984 г.), в которые включены мелодии еврейских молитв «Эль мале Рахамим», «Каддиш» и «Коль Нидрей»; он же – автор симфонии «Посвящение Иерусалиму» (1988 — 1989).
Анатоль Виеру, лауреат Государственной премии, композитор и дирижер; среди его сочинений — Псалом (2-я ч. симфонии №2, 1973), опера «Иона», пьеса для инструм. ансамбля «Иосиф и его братья» (по Т. Манну, 1978).
Музыковед, специалист по народной музыке Эмиль Секулец, — среди подготовленных им книг: сборник «Еврейские народные песни» на идиш и румынском языках (1959 г.) достойно завершает список.
Чехия
Здесь евреев было меньше, чем всюду, но тем не менее композиторы Рудольф Карел, Эрвин Шульгоф, Виктор Ульман, Гидеон Кляйн, Павел Хаас, Ханс Краса прославили чешскую еврейскую музыку. Пятеро последних из них погибли от рук нацистов.
Яромир Вайнбергер – композитор, последние десятилетия работавший в США, музыковед Пауль Нетль, автор трудов по истории европейской классической музыки, а также книги «Еврейские музыканты прошлого» (1923 г.), дирижеры Йозеф Странский и Вацлав Нойман, скрипачи Фердинанд Лауб и Генрих Эрнст – сыны чешского еврейства.
Венгрия
Эта стране не столь богата евреями, как соседи, но зато национальный колорит, песенное искусство и музыкальность самого народа, естественно, не могло не отразиться на еврейском музыкальном искусстве. Это композиторы Марк Рожавёлди (Розенталь), автор оперы «Искатель клада из Вышеграда», которому приписывают также авторство знаменитого революционного «Ракоци-марша», автор всемирно известных оперетт Имре Кальман, Лео Вайнер, Матиас Зайбер, Дьердь Лигети (статья о котором есть на нашем сайте), его тезка Дьердь Куртаг. Дирижеры А. Дорати, Аладар (Альфред) Сендрей и Фриц Райнер, работавший с лучшими оркестрами Германии, США, Англии. Скрипачи Эдуард Ременьи (Хофман), Тивадор Наше (Нашиц), Й. Сигети, К. Флеш, виолончелист Янош Штаркер… Нельзя не отметить так же музыковедов Бенце Сабольчи, — крупного ученого в области теории и истории музыки, исследователь творчества Б Бартока, редактор Венгерской музыкальной энциклопедии и автор ряда работ по еврейской музыке, и Эрвин Майора.
Англия
Участие евреев в музыкальной жизни Англии имеет давние традиции. Еще в первой половине XVIII в. в оркестре королевского театра «Друри-Лейн» играл виолончелист Джейкоб Базеви Черветто, который позже стал руководителем театра. Его побочный сын Джеймс Черветто тоже был популярным виолончелистом. Большой известностью пользовались еврейские певцы Майер Леони и Джон Брэхэм – один из соавторов музыки к «Еврейским мелодиям» Дж. Байрона. Основным автором был друг Байрона, знаменитый композитор и певец Айзек Натан, позже переехавший в Австралию и ставший там профессиональным композитором, автором первой австралийской оперы «Дон Хуан Австрийский», 1847 г.
Значителен вклад в культуру Англии композиторов Джона Барнетта (его дочь Клара Кетлин Роджерс, была известной оперной певицей), его племянника Джона Фрэнсиса Барнетта. Не менее прославились дирижер и композитор сэр Фредерик Хайм Коуэн, певец и дирижер сэр Джордж Хеншель, пианисты – выходцы из Германии Жак Блюменталь, выходец из России Марк Хамбург и Бенно Моисеевича, уроженцы Англии Харолд Сэмюэл, леди Майра Хесс, Гарриет Коэн, Соломон Катнер, скрипач и дирижер Джордж Якоби…
Швеция
Композитор и музыкальный критик Мусес Пергамент, — самый прославленный еврейский музыкант этой страны. Среди его произведений: «Еврейская рапсодия» для оркестра (1935 г.), фантазия для скрипки с оркестром «Диббук» (1935 г.), хоральная симфония «Еврейская песня» (1944 г.), радиоопера «Эли» (1959 г.).
США
Со второй половине XIX в. евреи занимают видное место в американской музыке, а в XX в. США становятся крупнейшим центром еврейской музыки, — как синагогальной, так и светской.
Еще в конце позапрошлого века сюда из Европы переехали многие деятели синагогальной музыки самых разных направлений. Среди них – канторы, дирижеры,. композиторы Маркус Хает, Зейдл Ровнер, Яаков Беймел, Иоселе Розенблат, Пинхас Ясиновский, Зейдл Квартин (ученик Я. Мороговского), Давид Ройтман. Среди канторов следующих, поколений, уже выросших в США, наиболее знамениты Авраам Вольф Биндер, Лейб Глянц, Макс Хелфман, Моше Ойшер.
Известны американские композиторы еврейской национальности Джейкоб Копл Сандлер, Херберт Фромм (чья «Песнь Мирьям» была в 1945 г. удостоена премии имени Э. Блоха), Лазарь Вайнер, — автор «Пролога к «Голему» и «Шир ле-лейл Шаббат»: он также был пианистом-аккомпаниатором, выступал в концертах с Г. Сиротой, З. Квартином, И. Розенблатом; Фредерик Якоби, среди сочинений которого — «Субботняя служба», «6 пьес для синагогального органа», гимн на слова Са‘адии Гаона и другие. Шалом Секунда, — автор популярных песен на идиш, оперетт и музыкальных комедий и Герман Берлинский, сочетавший приемы додекафонной музыки с еврейской кантилляцией, завершают этот список.
Для многих американских композиторов-евреев характерно постоянное обращение к еврейской тематике, к еврейскому национальному музыкальному языку. Среди произведений этого рода – кантата «Руфь и Нооми» и «Суламифь» Л. Дамроша; «Жалоба Рахили», «Хасидская сюита», симфония «Иерусалим» Л. Саминского; трио «Витебск» А. Копленда; симфония «Иеремия», оратория «Каддиш», «Чичестерские псалмы» (частично на иврите) Л. Бернстайна; многие сочинения И. Фрейденталя, А. Эллштейна, Д. Эвена. Еврейскую музыку развлекательных жанров сочиняли Г. Кингсли, Р. Смоловер, Дж. Бок (автор популярного мюзикла «Скрипач на крыше» по повести Шалом Алейхема); Дж. Барди – автор музыки ко многим спектаклям на идиш.
Творчество Л. Грюнберга, И. Берлина, Дж. Гершвина и некоторых других восприняло традиции и стилистику негритянской музыки (спиричуэлз, госпел, блюз) и белой американской музыки (кантри, рэгтайм), и, преломив через собственные творческие индивидуальности, положили начало американской песне XX в., ставшей мелодической основой джаза.
Другие страны Американского континента
В Канаде широко известны имена композитора Хенри Дрейфуса Бранта, композитора и дирижера Льюиса Эпплбаума. Тео Бухвальд, беженец из Германии – один из известных дирижеров Перу; Вальтер Бурле Маркс – дирижер и композитор в Бразилии; Хакобо Фишер – прославленный аргентинский композитор.