Еврейская община Курдистана. Часть первая

К живущим (правильнее, жившим до начала 50-х гг.) в Курдистане (горной области в Малой Азии) евреям традиционно относят евреев Иранского Азербайджана (приозерье Урмия и территории к северу от него), а также часть еврейского населения иракской провинции Дияла. Правда, и те и другие никогда не жили в Курдистане, и говорят на арамейских диалектах. Более того, разговаривая на нескольких диалектах восточной ветви новоарамейского языка, курдские евреи свой обиходный язык, родственный языку Вавилонского Талмуда, но включающий персидскую, турецкую, арабскую и ивритскую лексику, называют «лишна иехудия» («еврейский язык») или «лешон ха-галут» («язык изгнания»). По всей видимости, к началу XIX века в их среде возник местный (миандоабский, по названию города Миандоаб в Иранском Азербайджане) еврейский говор азербайджанского языка.

В то же время евреев Мосула (непосредственно Иракский Курдистан), а также турецкого района Урфа, близких между собой по укладу жизни, большинство исследователей не причисляют к курдским евреям в силу того, что они в обиходе пользуются арабским языком.

Таким образом, именно лингвистический (языковый) принцип лежит в основе современной научной идентификации евреев того региона. Идущему от знаменитого Биньямина из Туделы представлению о языке курдских евреев как непосредственном развитии традиции Вавилонского Талмуда, современные ученые противопоставляют мнение, что курдские евреи восприняли и видоизменили для своих нужд восточно-арамейские диалекты окружающего населения. Впрочем, не лишено вероятности, что какая-то часть курдских евреев могла сохранить родственно-преемственную связь с вавилонским еврейско-арамейским языком.

такова "виртуальная" политическая карта Ближнего Востока с включением в неё Курдистана, как независимого, якобы реально существующего государства

Однако, оставим в покое лингвистику (в которой, признаюсь, я немногим более дилетанта) и вернемся к этнографической истории, где я, и, как следствие, мой читатель, буду чувствовать себя намного увереннее.

Согласно выводам, сделанным в ходе проведения серии исследований независимыми европейскими, российскими и дальневосточными учеными, большинство курдских евреев считают себя потомками исчезнувших израильских колен, а совсем малая часть – колена Биньямина. Распространенная в Иракском Курдистане традиция утверждает, что среди ассирийцев имеется множество семей с еврейскими корнями, которые в XV в. были насильно обращены в христианство несторианского толка, но поныне соблюдают некоторые еврейские обряды, не ассимилируются и хранят в тайне свое происхождение. Возможно, среди курдских евреев имеются потомки прозелитов эпохи Второго храма из близлежавшей Адиабены (столица Арбельского царства (Арба-илу), ныне город Эрбиль (столица Курдской автономии в Ираке)).

В «Таргуме Онкелоса» (перевод ТАНАХа на арамейскйи язык (II в. н.э.)) Араратские горы (бытие, 8:4) именуются «горы Карду», а Араратское царство (Иер. 51:27) «царством Карду». У Иосифа Флавия упомянуты «горы Кардухи», а в Талмуде (Иев. 16а) сообщается, что прозелиты «из кардуинов» открыто и беспрепятственно принимаются в еврейские общины. Некоторые современные исследователи отождествляют все эти названия с Курдистаном.

Первые фиксированные сведения о курдских евреях оставил вышеупомянутый Биньямин из Туделы, который около 1170 г. обнаружил в Курдистане между городом Амадия (соврем. Ирак) и Гиляном (соврем. иранская провинция) более ста еврейских общин. Он же первым сообщил о возникшем в среде курдских евреев мессианском движении во главе с неким Давидом Алрои и утверждал, что оно было подавлено силами евреев, стоящих на ортодоксальных позициях (ок. 1160 года). В конце XII в. Птахия из Регенсбурга писал, что в Мосуле (названном им «Новая Ниневия») проживало шесть тысяч евреев, и отметил отличное знание ими ТАНАХа. Примерно тогда же стало известно, что глава общины Мосула, наси Давид Бен-Ходая (1150 (?) -1220) предал отлучению от общины приверженцев еврейско-рационалистической философии Маймонида.

В период крестовых походов многие евреи из Сирии и Эрец-Исраэль бежали, видимо, в Курдистан. Иехуда Алхаризи, посетивший в 1217 г. города северного Ирака, в сочинении «Тахкемони» («Ты умудряешь меня»), описывая «нищих духом» богачей мосульской общины, ставя им в противовес сочинителей пиютов и благородных мужей города Эрбиль. В середине XIII в. в Эрбиле поселился гаон Эли бен Зхария, а в 1275 г. Иосеф ха-Кохен Бен-Эли Бен-Ахарон переписал для своей общины труд Маймонида «Море невухим» («Наставник колеблющихся»). Живший тогда же в Мосуле эксиларх рабби Давид бен Даниэль и одиннадцать руководителей местной ешивы грозили отлучением рабби Шломо Пти, лидеру каббалистов Акко, поддерживавшего оппонентов Маймонида.

современный Эрбиль, столица Иракского Курдистана

В периоды опустошительных нашествий монголов (1258 г.), а затем Тимура (конец XIV в.) и притеснений, чинимых евреям ханами династии Тимуридов (правившими до 1470 г.), часть местного населения, включая евреев, бежала в горные районы, где, видимо, укреплялись старые и возникали новые поселения.

Сведений о курдских евреях XVI — XV вв. не сохранилось. В середине XVI в. Курдистан поделили между собой Османская империя и Персия (мирный договор 1555 года). Их власть, особенно в горных районах, была чисто номинальной, даже без должным образом организованного сбора налогов, поэтому жизнь евреев Курдистана была сравнительно намного более свободная, чем их единоверцев в других частях обоих стран, и тем более, в Европе. О еврейских общинах Эрбиля, Киркука, Мосула, Нецивина (ныне Нусайбин) и Урфы (соотв. соврем. территории Ирака и Турции) писал в «Сефер ха-мусар» («Книга морали») путешественник Зхария ад-Дахири из Йемена (1519 (?) – 1589 (?)).

С середины XVI в. у евреев Курдистана и близлежащих областей пользовались известностью духовный глава курдских евреев раввин и каббалист Шмуэль бен Нетаниэль ха-Леви Баразани (1560 — 1630 (?)), по сути дела, создавшего полный текст литургии курдских евреев; его дочь Аснат (1590 (?) -1670 (?)), автор пиютов, ставшая после смерти мужа во главе ешивы Мосула; рабби Ицхак бен Моше Харири, автор каббалистического сочинения «Нахалат ха-Шем» («Достояние Господне»); его сын Пинхас, каббалист и литургический поэт, славящий скорый приход Мессии; сыновья последнего Хаим и Ицхак, мудрые раввины и судьи в городе Ревандуз, и многие другие.

курдские "моджахеды", воевавшие с персами, турками, друг с другом, попутно уничтожая еврейские общины...

В XVII — XVIII вв. курдские евреи страдали от почти непрекращающихся войн между Персией и Османской империей, и от столкновений турецких правительственных войск с курдскими беями, никак не согласными примириться с потерей независимости. Так, например, при восстании курдов во главе с Бадрханом были намеренно убиты тысячи евреев, а многие общины исчезли с лица земли (1743 — 1747 гг.).

Не изменилось положение и в новом, XIX веке. В 1832 г. при взятии города Амадии агой Ревандузахом из тысячи еврейских семей в городе осталось около двухсот, остальные погибли, лишь немногие спаслись бегством. Ранее, в 1813 г. еврейская община Нирвы была полностью уничтожена войсками безумного шейха Барзан-Кади. В ходе набегов и грабежей (1891 — 1893 гг.) курдов на евреев Захо, Битанура или Бар-Тануро, гибли сотни еврейских семей.

Страдали евреи и от частых стихийных бедствий (наводнения, саранча, град) и связанного с ними голода (1871 г. — в Урмии; 1880, 1888, 1889, 1892 гг. — в Иракском Курдистане), от эпидемий (чума в конце 1880 г.). Все это не могло не влиять на экономическое положение курдских евреев, среди которых многие жили в нищете.

окончание следует


Как скачать?

2 комментария

  1. Зоар:

    Спасибо за очень интересную статью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *