Еврейская община Сирии. Часть третья

еврейская семья в Дамаске (Сирия, 1901 г.)

Новое время (до начала независимости страны)

В XVI — XVIII вв. численность еврейского населения Сирии постепенно пошла в рост. Как и раньше, наиболее крупные, богатые и влиятельные общины существовали в Халебе (Алеппо), Дамаске, Баниасе, Искендеруне, Хаме и Хомсе. Они имели юридический статус «зимми»[1], обеспечивавший, в частности, свободу вероисповедания. В то же время общины Сирии страдали от поборов со стороны турецких наместников, которые нередко, преследовали евреев или вводили против них позорящие ограничения, за отмену которых требовали деньги. В некоторых случаях сирийские евреи были вынуждены обращаться за помощью к единоверцам, жившим в Стамбуле и имевшим доступ ко двору султана. Иногда это помогало, — не бесплатно, конечно…

Основными занятиями сирийских евреев нового времени были ремесло и торговля. Еврейские коммерсанты, особенно жившие в Алеппо, вели активные операции в Персии, европейских государствах, входящих в состав Османской империи, и в Эрец-Исраэль. Многочисленные и продолжительные деловые поездки способствовали поддержанию и укреплению связей между общинами этих стран, в том числе и в духовной сфере.

Особенно интенсивными были контакты между раввинами Сирии (среди них в XVI в. выделялись р. Анашикон и р. Ланьядо) и Эрец-Исраэль, которые регулярно обменивались мнениями по религиозным и юридическим вопросам. В начале XVII в. значительное влияние на евреев Сирии оказали каббалисты Цфата, которые неоднократно посещали страну и подолгу жили в ней. Так, в 90-е годы XVI в. в Дамаск из Цфата переселился раввин Моше Алшех и его ученик Хаим Витал. В 1604 г., когда Цфат был разрушен друзами, многие евреи бежали из этого города в Сирию.

реконструкция старинной еврейской типографии в Дамаске

В 1605 г. сыновья цфатского печатника Аврахама Ашкенази основали в Дамаске типографию, которая выпустила книгу сефардского раввина Иошияху Пинто «Кесеф нивхар» («Отборное серебро»), представляющую собой избранную компиляцию законов и правил жизни, почерпнутых из Талмуда. Книги раввинов Сирии, которые были хорошо известны в Европе, печатались в Венеции и Стамбуле. В Цфате, Салониках, Венеции, Амстердаме публиковались также пиютим и светские стихотворения уроженца Дамаска Исраэля Наджары.

В 60-х годах XVII в. широкое распространение в Сирии получило саббатианство. Посетивший Дамаск и Халеб Натан из Газы нашел в этих городах много преданных сторонников этого движения, продолжавших поддерживать его даже после обращения Саббатая Цви в ислам…

Во второй половине XVIII в. в результате перемен в международной торговли на Ближнем Востоке Халеб утратил роль торгового центра, что привело к постепенному упадку еврейской общины города. Одновременно возросло экономическое и политическое значение Дамаска: здесь образовалась прослойка зажиточных еврейских банкиров, доминирующих в хозяйственной жизни страны. В середине XVIII в. финансист Шаул Фархи стал банкиром наместника Сирии, заняв должность, позволявшую оказывать влияние на внутреннюю политику страны и активно помогать своим единоверцам. Его сын, Хаим, был одним из организаторов обороны Акко против наполеоновских войск в 1799 г.

В 1832 — 1840 гг. Сирия находилась под властью правителя Египта Мухаммада-Али. В созданной им администрации страны преобладающие позиции заняли христиане, однако управление финансами было поручено еврею – выходцу из Халеба, принявшему ислам. Вскоре жившие в стране евреи были уравнены в правах с мусульманами, что, однако, не обеспечило общинам страны полную безопасность. В 1840 г. в Дамаске имели место антиеврейские беспорядки, прекращенные лишь благодаря энергичному вмешательству представителей европейского еврейства во главе с М. Монтефиоре и И. А. Кремье. Через двадцать лет власти обвинили евреев Дамаска в криминальной деятельности, — чуть ли не создании поистине мафиозной структуры! — после чего многие члены общины подверглись аресту, однако скоро были освобождены. В 1875 г. кровавый навет был возведен на евреев Халеба, что тоже спровоцировало погром.

старинная почтовая открытка с видом Порт-Саида и Суэцкого канала

Во второй половине XIX в. экономическое положение сирийских евреев резко ухудшилось. С открытием Суэцкого канала (1869 г.) проходившие через Сирию торговые пути из Европы в Персию были почти полностью заброшены, что привело к разорению многих еврейских коммерсантов, а быстрый рост импорта европейских и российских товаров фабричного производства нанес непоправимый ущерб еврейским ремесленникам. В результате многие евреи, особенно жившие в небольших городах, стали переселяться в приморские районы Ливана (прежде всего в Бейрут), а также в Северную и Южную Америку. В ряде государств и колоний Западного полушария (США, Бразилии, Панаме, Ямайке и других) образовались разной численности (как правило, все-таки небольшой) общины сирийских евреев. Одновременно началась алия в Эрец-Исраэль, большинство участников которой составили выходцы из Халеба.

В конце XIX в. сионисты открыли в Дамаске еврейские школы для мальчиков и девочек. В Халебе существовали также несколько религиозных школ, однако, попытка создать в Дамаске светскую школу с преподаванием на иврите окончилась неудачей из-за самих же евреев, по темноте не желавших давать детям никакого иного, кроме религиозного, образования…

К 1920 г., когда, после победы блока Антанты в Первой Мировой войне, Сирия стала подмандатной территорией Франции, значительные еврейские общины сохранились только в Дамаске (около десяти тысяч человек), Халебе (свыше шести тысяч человек) и в городе Камышлы, где жили в основном курдские евреи. Одновременно, с разрешения французского правительства, продолжалась эмиграция евреев из Сирии, — они направлялись главным образом в страны Латинской Америки, в Ливан, а также в Эрец-Исраэль, куда с 1919 г. по май 1948 г. переселились около девяти тысяч человек (многие из них, само собой, нелегально).

символ БЕЙТАРа

В начале 1920-х гг. в стране возникли подпольные молодежные сионистские организации «Лев эхад» («Одно [у нас с вами] сердце») и Ха-Цви («Олень»). В Халебе действовало отделение БЕЙТЕРа[2], существовали также филиалы всемирного спортивного общества «Маккаби». Вскоре после окончания Первой мировой войны активисты-евреи Палестины создали в Сирии сеть школ и детских садов, где обучение велось на иврите, а изучению культуры и искусства уделялось первостепенное место. Среди преподавателей и администраторов этих школ было немало выходцев из Эрец-Исраэль, например, Д. Елин, И. Бурла и другие, однако к середине 20-х г. почти все они закрылись, главным образом из-за недостатка средств.

окончание следует


[1] Зимми (араб. букв. «покровительствуемый»), — термин мусульманского права, фиксирующий юридический статус «людей Писания», то есть евреев и христиан, живущих под «покровительством» мусульманского государства. Мусульманский закон, признает за зимми право на жизнь, собственность и свободу вероисповедания (ограниченную запрещением строить новые культовые здания, сверх уже имеющихся), а также на общинную автономию. Однако, он же обязывает их платить особый подушный налог, запрещает вступать в брак с мусульманками, владеть рабами-мусульманами и предписывает ношение особой одежды или отличительных знаков…

[2] БЕЙТАР (בֵּיתָר, аббревиатура от בְּרִית יוֹסֵף טְרוּמְפֶּלְדוֹר, «Брит Иосеф Трумпельдор» («Союз имени Иосефа Трумпельдора»), — молодежная сионистская организация, создана в Риге в 1923 г. Идеология Бетара сформировалась под влиянием призыва создать еврейскую легальную армию для защиты еврейского же населения подмандатной Палестины.


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *