Еврейская община Сирии. Часть вторая

вид на старинные кварталы Дамаска (Сирия, недавнее прошлое)

Средневековье

Во II — III вв. еврейские общины существовали практически во всех крупных городах Сирии – в Антиохии, Александретте (ныне Искендерун, Турция), Дамаске, Халебе (соврем. Алеппо), Латакии, Хомсе, Тадморе (Пальмира) и др.

Евреи Сирии поддерживали тесные контакты как с Эрец-Исраэль, так и с общинами Вавилонии. Более того, учитывая географическую близость страны к Палестине и многочисленность ее еврейского населения, некоторые законоучители Мишны[1] распространяли на Сирию действие ряда «мицвот ха-тлуйот ба-арец» («заповедей, связанных со [святой] землей»): «Тот, кто покупает землю в Сирии, подобен тому, кто покупает ее на окраине Иерусалима» (Хал. 4:11) (!).

Вопрос о том, является ли Сирия частью Эрец-Исраэль или одной из стран диаспоры, обсуждается как в Мишне, так и в Тосафот[2], причем в последнем проводится субтильные различия между разными областями Сирии (Тосеф. Пеа 4:6). Сами же сирийские евреи, очевидно, считали, что находятся в диаспоре, и потому стремились быть похороненными в Эрец-Исраэль (ряд захоронений сирийских евреев обнаружен, в частности, в городе Бет-Шеарим), а также оказывали материальную поддержку жившим там законоучителям.

Начиная с I в. н. э., Сирия стала одним из важнейших центров христианства. В Антиохии начал свою миссионерскую деятельность Павел из Тарса, возглавлявший примерно в 50 — 57 гг. местную общину последователей Иисуса Христа. Вместе с основателем этой общины, Варнавой, он приступил к широкомасштабной пропаганде новой религии среди язычников.

Превращение христианства в государственную религию Римской империи (325 г.) привело к резкому ухудшению положения евреев Сирии. На Пурим в 423 г. христиане убили многих членов антиохийской общины и разрушили городскую синагогу. Поводом к резне послужило ложное обвинение евреев в распятии христианского мальчика, — один из первых исторически достоверных случаев кровавого навета. В начале VII в. византийский император Никифор Фока пытался силой обратить сирийских евреев в христианство. В ответ община Антиохии восстала, а после подавления бунта, почти все евреи были изгнаны из города.

миниатюра из арабской книги, трактующей вопросы военного искусства (Дамаск, VII в.)

В начале VII в. Сирия была поглощена персидской империей Сасанидов. Еврейское население страны горячо поддержало завоевателей, мстя этим за гонения и убийства со стороны византийцев.

В 634 — 636 гг. Сирию заняли арабы, и положение евреев существенно улучшилось. Халифы из династии Омейядов, сделавшие Дамаск своей столицей (661 г.), отличались веротерпимостью: среди их приближенных были как христиане, так и евреи.

С приходом к власти Аббасидов (750 г.) ситуация изменилась: в соответствии с новыми законами евреям (так же, как, кстати, и христианам) было предписано платить высокую подушную подать и носить на одежде позорный знак. И тех и других более чем настойчиво побуждали к переходу в ислам, однако до насильственных обращений дело не доходило…

Евреи Сирии серьезно пострадали в годы военно-политических смут, которыми сопровождался распад халифата Аббасидов (конец IX в. — первая половина X в.). Вместе с тем, как раз в этот период еврейское население страны значительно увеличилось, главным образом благодаря притоку переселенцев из Вавилонии, разоренной непрерывными войнами. В крупных городах Сирии (таких, как Дамаск и Алеппо) выходцы из Вавилонии образовали самостоятельные общины и построили собственные синагоги.

В 969 г. Сирия перешла под управление египетской династии Фатимидов, однако, их власть была прочной только в южных и центральных областях страны. В 990 г. Абу ал-Фарадж Якуб ибн-Юсуф ибн-Киллис (930 — 991 гг.), еврей, принявший ислам и занимавший с 977 до самой смерти пост великого визиря, назначил еврея Менашше бен Аврахама Ибн-Каззаза наместником Сирии. Тот мудро и рачительно использовал эту влиятельную должность во благо единоверцам.

В начале XI в. фатимидский халиф ал-Хаким издал несколько указов, предписывающих насильственное обращение евреев и христиан в ислам, после чего в ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети. Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые. По этому поводу было много преданий, в частности, о том, что ал-Хакиму явился ангел и раскрыл халифу его собственное — еврейское! — происхождение, после чего тот и отменил свои указы…

Во второй половине X — первой половине XI в. евреи Сирии занимались главным образом ремеслом, прежде всего крашением тканей и дублением кожи. Одновременно с этим многие стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами. Общины Дамаска и других городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и в особенности со священной для каждого еврея Эрец-Исраэль. После завоевания Иерусалима турками-сельджуками (1071 г.) местная ешива (мудрецы в полном составе, с семьями и учениками), были вывезены сирийскими евреями в Тир (город с соврем. Ливане), с началом крестовых походов – в Хадрах близ Дамаска, а несколько позднее – непосредственно в Дамаск. Главы иешивы, носившие титул «гаона», стали играть важную роль в общественной и духовной жизни сирийского еврейства.

В 1170 г. Сирию посетил знаменитый путешественник Биньямин из Туделы. Он побывал, в частности, в городах Антиохия, Дамаск, Хама, Эмеса, Халеб, Балис (ныне Мескена) и Ракка. Согласно приводимым им сведениям, евреи жили в это время в большинстве городов страны, занимаясь главным образом крашением тканей, а в Антиохии и Тире – производством стеклянных изделий. В Халебе насчитывалось около пяти тысяч евреев, в Дамаске – около трех тысяч (по другим данным, около десяти тысяч), в том числе несколько сотен караимов.

современная реконструкция облика Салах ад-Дина (Саладина)

В 1174 г. Сирия оказалась под властью султана Салах ад-Дина (Саладина), победителя крестоносцев. Экономический подъем, который страна переживала в тот период, а также широкая веротерпимость Салах ад-Дина и его преемников из династии Айюбидов способствовали процветанию еврейских общин Сирии. Поэт и переводчик Иехуда Алхаризи, побывавший в 1217 г. в Дамаске и Халебе, встретил в этих городах немало евреев, занимавших высокие государственные должности: при дворе Айюбидов были в большом почете еврейские ученые, поэты и врачи.

В 1260 г., когда в Сирию вторглись монголы, предводительствуемые Хулагу-ханом, евреи и христиане пострадали меньше, чем мусульмане. Так, в Халебе монголы пощадили главную синагогу, где укрылись почти все евреи города. Община Дамаска, сдавшегося без боя, также не пострадала. В том же году страна перешла под контроль мамлюков[3], которые разгромили монголов в битве при Эйн-Хароде, вынудив их покинуть Сирию. В 1291 г., отвоевав у крестоносцев прибрежные районы Сирии, мамлюки разрушили расположенные здесь города, включая Тир, а жившие в этих городах евреи беспрепятственно переселились в Дамаск и Халеб.

В конце XIII — начале XIV вв. мамлюкские султаны издали ряд указов, направленных против немусульман, в частности, запретили евреям и христианам занимать государственные должности. Хотя нехватка опытных администраторов заставила султана вскоре отменить последнее распоряжение, оно способствовало переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества. В 1321 г. мусульмане разрушили синагогу Дамаска, а шестью годами позже синагога Халеба превращена в мечеть.

В середине XIV в. власти возобновили действие указа об удалении немусульман с государственных должностей; немного позднее был введен ряд предписаний, ставивших евреев в унизительное положение: еврейкам следовало носить туфли разного цвета (красную и черную), а мужчинам – подавать сигнал свистом при входе в общественные бани, чтобы все знали кто идет и сторонились его, как чумного.

обрывки старинного свитка Торы, уничтоженного в ходе погрома, и ныне бережно хранимые в синагоге Алеппо (Халеб, Сирия)

Мусульманские фанатики периодически возводили на евреев наветы, обещая освободить их от наказания в случае перехода в ислам. В 1392 г. евреев обвинили в поджоге центральной мечети Дамаска. Один из обвиняемых был сожжен заживо, руководители общины подверглись пыткам, а синагога была вновь превращена в мечеть, но была возвращена евреям по распоряжению султана два года спустя. В то же время экономическое положение сирийских евреев, особенно живших в Халебе, было сравнительно устойчивым, — среди них насчитывалось немало зажиточных торговцев и ремесленников, влиятельных финансистов, известных ученых. Официальным главой евреев Сирии власти признавали жившего в Дамаске представителя каирского нагида[4]. Значительной властью обладал и эксиларх[5], резиденцией которого также был Дамаск: так, в 1286 г., вмешавшись в дискуссию между сторонниками Маймонида и группой каббалистов из Акко.

В самом начале XV в. Сирия пережила вторжение войск Тимура (Тамерлана), устроивших резню в Халебе, разграбивших Хаму и Дамаск. Многие евреи погибли, многие потеряли все свое достояние; лучшие ремесленники были уведены в плен в Среднюю Азию. Несмотря на благоприятную экономическую ситуацию, сложившуюся в результате перемещения на территорию Сирии основных торговых путей из Европы в Индию, восстановление еврейских общин страны, разоренных Тимуром, растянулось почти на столетие, а многие из них так и не были воссозданы. Даже в конце XV в., согласно сообщениям путешественников, в Сирии насчитывалось не более 1200 еврейских семей (около семи тысяч человек), не считая караимов и самаритян. Многие евреи жили в нищете, занимались коробейничеством или нелегально продавали мусульманам запрещенные Кораном спиртные напитки.

На рубеже XV-XVI вв. в Сирию начали переселяться сефарды, изгнанные из Испании и Португалии. Эта иммиграция особенно усилилась после 1516 г., когда Сирия вошла в состав Османской империи. В крупных городах, где число выходцев из Испании и Португалии было особенно велико (в Дамаске уже в 1521 г. жили около 500 сефардских семей), они образовали самостоятельные общины, каждая из которых имела свою синагогу, кладбище и суд.

В начале 16 в. между сефардами и местными евреями неоднократно вспыхивали конфликты, однако в дальнейшем (в особенности после того, как потомки выходцев с Пиреней усвоили арабский язык) расхождения сгладились, и во всех городах Сирии были созданы единые еврейские общины, во главе которых, как правило, стояли сефардские раввины…

продолжение следует


[1] Мишна (מִשְׁנָה, мн. число מִשְׁנָיוֹת), — свод Устного Закона, включающее Мидраш (сборник толкований и разработок коренных положений еврейского учения, содержащегося в Торе), Галаху (традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев) и Аггаду. Проще говоря, Мишна – суть древнейшая часть Талмуда.

[2] Тосафот, (ивр. תוֹסָפוֹת‎) — комментарии к Талмуду, составленный группой раввинов и комментаторов Талмуда, живших во Франции в XII-XIII веках.

[3] Мамлюки (также мамелюки, араб. مملوك‎‎) — военная каста в средневековом исламском Египте, рекрутировавшаяся из юношей-рабов тюркского и кавказского происхождения. Профессиональные военные, наподобие позднейших турецких янычар, мамлюки часто вершили судьбы сопредельных Египту мусульманских стран.

[4] Нагид (נָגִיד, досл. «предводитель», «начальник»), в прошлом – глава еврейской общины в странах ислама. Начиная с X — XI вв. должность нагида существовала в Испании, Кайруане, Египте, Йемене, с XVI по XIX вв. – в Марокко, Алжире и Тунисе.

[5] Эксиларх (на арамейском רֵישׁ גָּלוּתָא, «реш галута», на иврите רֹאשׁ הַגּוֹלָה, «рош ха-гола», досл. «глава пребывающих в изгнании»), — должность светского главы еврейской общины в диаспоре, в основном, в восточных странах.


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *