КЭМ: И — Илия. Часть вторая
«Гроза – это что? Это пророк Илья ездит по небу в колеснице и гонит бесов. А бесы прячутся. И в деревья, и в зверей разных, и в людей даже прячутся. Вот Илья-пророк и бьет по ним молниями. Спрятался бес в дерево – молния по дереву лупит. Спрятался бес в человека – молния в человека бьет. А чтобы бес в тебя не вселился, молиться надо…»
А. Рыбаков «Бронзовая птица»
Беззаветная преданность Илии Богу и его самоотверженная, полная опасностей и риска борьба против идолопоклонства и беззакония превратили Илию в первого пророка, боровшегося за чистоту веры и социальную справедливость. Да и сам он, как личность, со временем, превратился в идеальную фигуру пророка для всей последующей библейской и пророческой литературы, причем, не только иудаистической (о чем ниже).
Ожиданием возвращения Илии, — прямого предвестника Страшного Суда, — завершает свою книгу последний из «письменных пророков», Малахий: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного…» (кн. Мал. 4:5). Именно оно, стало исходным пунктом для ассоциации Илии с мессианской эрой, приходом Мессии (Машиаха) и в, конечном итоге, наступление царства Божьего на земле.
В хвалебной речи об Илие (Бен-Сира, «Премудрость», ок. 170 г. до н. э.) ему приписывается будущее восстановление «колен Израиля». Таннаи также считали, что Илие предназначено «водворить мир на земле и соединить разрозненных», а также разрешить накопившиеся в течение веков разногласия по вопросам Галахи и разъяснить те места в Библии, которые кажутся противоречивыми или непонятными (Мен. 45 а; АдрН. 34:4; Чис. Р. 3:13).
Сказания о явлении Илии («гиллуй Элияху») праведникам и благочестивым евреям, часто встречающиеся в талмудической и мидрашистской литературе, получили дальнейшее развитие в каббале и хасидизме. Будучи в народном сознании защитником обездоленных и воплощением справедливости, Илия появляется в канун праздника Песах, снабжая бедняков всем необходимым для пасхальной трапезы, и наказывая богачей-скупцов, отказывающих беднякам в помощи. В ночь седера Илия посещает дом каждого еврея, и в ожидании его принято ставить в центре стола предназначенную для него чашу вина.
Опять-таки, в представлении еврейского народа, Илия не только объявит пришествие избавителя Израиля, но и облегчит участь общин, страдающих от религиозных гонений, раскрыв ложь кровавых наветов.
Любовь народа к Илие и вера в его чудотворное заступничество отражаются не только в фольклоре, но и в том, какое место отведено ему в литургических гимнах, распеваемых в исход субботы.
Известен с VIII в. обычай отводить при обрезании рядом с креслом сандака[1] почетное место Илии (так называемое «кресло пророка Илии»). Этот обычай основан на раннесредневековой аггаде о незримом присутствии Илии при каждом акте приобщения младенца к союзу («брит») еврейского народа с Богом. Основание иже для аггады служат слова все того же пророка Малахии: «Вот посылаю Я посланника Завета, которого вы желаете» (Мал. 3:1). В синагогах кресло, отведенное Илие, обычно выделяется нарядностью.
С именем Илии связана находящаяся на северо-западном склоне горы Кармель (у Хайфы) так называемая «пещера Илии», в которой, согласно преданию, пророк ночевал по пути к вершине горы, где состоялась его встреча с жрецами Ваала. Приписываемые пещере целительные свойства (особенно исцеление женщин от бесплодия) сделали ее местом массового паломничества, совершаемого в месяце ав. Я и сам бывал там, со своей бывшей женой, но, видимо, она оказалась недостойной чуда… бывает…
В христианской традиции Илия отождествлен с одним из «свидетелей», упоминаемых в Откровении Иоанна Богослова (глава 11). Согласно евангелиям, некоторые принимали за Илию Иоанна Крестителя или даже самого Иисуса Христа (!) (Матф. 11:14; Лука 9:9; Иоан. 1:21).
Особое отношение христианской доктрины к связи Илии с грядущим Апокалипсисом отражена в Евангелии от Матфея, где ученики Иисуса Христа спрашивали его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «истинно говорю, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Матф.17:11-12). Ученики решили, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен Иродом.
Согласно представлениям церкви, — в данном случае, и католицизмом и православием, — Илия должен явиться пред вторым пришествием Иисуса Христа на землю (Откр.11:3-12). В преданиях о Преображении Илия вместе с Моисеем является по воле божьей и беседует с Иисусом (Марк 9:4; Матф. 17:3-13; Лука 9:30). Во время распятия Христа на кресте некоторые из людей думали, что он зовёт пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода…
В народном же сознании, особенно у славян, Илья-пророк перенял часть функций Перуна, став разъезжать на огненной колеснице по небу и швырять молнии во что ни попадя… Церковь, насколько мне известно, даже не пыталась бороться с этими сказками, раскрывая всю важность образа легендарного пророка.
И, наконец, в исламе пророк Ильяс (соответствующий библейскому Илие) напрасно призывал израильтян не поклоняться Ваалу (Коран, сура 8:65). Это – еще один к поистине 1001 аргументу исламских проповедников-фундаменталистов, доказывающих изначальную «гнилую породу, животную порчу» евреев и, как прямое следствие, их гибель от «праведной во гневе десницы Аллаха».
Согласно позднейшим преданиям, Аллах сделал Ильяса бессмертным «рабом Божьим» (Коран, сура 18:64), покровителем путешествующих по суше.
[1] Сандак – как правило, синагональный служка, в момент обрезания держащий младенца на руках (если обрезание делают взрослому человеку, сандак держит голову пациента). Как правило, в дальнейшем сандак опекает младенца, являясь чем-то вроде крёстного отца в христианстве.
:!: как всегда прекрасная статья по Библии :!: Walrus-Kay,от вас я не ожидала ничего другого,вы-на высоте, и дай вам бог никогда с неё не сойти :!: Ваши знания,опыт и мудрость-поразительны :!:
Не, вы точно сговорились! :oops: :oops: :oops: Совсем засмущали скромного историка-археолога и библеиста-самоучку :) Но все равно спасибо большое, ув. Вечная Жидовка!