Меж двух огней (евреи на Востоке эпохи Раннего Средневековья). Часть первая

геополитическое положение Византийской империи и Персии династии Сасанидов (VI-VII вв.)

В 425 году византийским император Феодосий II именным указом разгоняет Синедрион и ликвидирует должность «наси», упразднив тем самым существовавшую около трех столетий еврейскую автономию в своей стране.

Статус-кво рухнул – евреи вновь увидели в лице императора не сюзерена, а врага. Но неудачи в предыдущих восстаниях многому научили евреев, они прекрасно понимали неравенство сил и даже не помышляли о борьбе один на один с могучей империей, пока у них не появился неожиданный союзник…

Снова и снова евреи устремляли свои взоры в сторону Сасанидской Персии, заклято врага Византии. Война между преемницей Рима – Византией, – и такой же преемницей Парфии, Персией, шла с переменным успехом, то затихая, то разгораясь вновь и вновь уже шесть столетий, и всегда патриоты Иудеи видели в своем восточном соседе потенциального союзника. Еще во II веке говаривал великий мудрец Шимон Бар-Йохай: «Если увидишь персидского скакуна, привязанного на Земле Израиля, посмотри, не Машиах ли сошел с него?»

золотая персидская монета с портретом Хосрова II

Но к концу VI века и эта надежда, казалось, рухнула – совершено неожиданно Персия и Византия помирились. Произошло это так: в Персии произошел государственный переворот, и шахиншах (царь царей) Хосров II, спасаясь от войск узурпатора Бахрама Чубина, обратился за помощью к своему еще недавно заклятому врагу – византийскому императору Маврикию. Тот не замедлил прийти на помощь, ободрав оказавшегося в безвыходном положении Хосрова как липку – Персия обязалась уступить Византии спорные территории в Армении и подписала кабальный мирный договор.

Казалось, все надежды евреев на персидскую помощь пошли прахом, но некий Биньямин, богатый коммерсант из Твери, думал иначе. Он понимал, что мирный договор отнюдь не означает мир, а уж такой мирный договор, какой подписали сейчас, может означать только войну. Он понимал, что персы справедливо считают себя ограбленными и не успокоятся, пока не найдут предлога для того, чтобы нарушить договор и вернуть себе сторицей все потерянные земли. Решив, что счастью надо хоть немного помогать, Биньямин приступил к подготовке восстания.

Повод, которого так ждали персы, не замедлил появиться. В 602 году Маврикий решил, используя освободившиеся после мира с Персией войска. Раз и навсегда усмирить аваров, терроризировавших балканские провинции. Вскоре византийскому генералу Прииску удалось нанести кочевникам несколько серьезных поражений и отбросить их за Дунай. Окрыленный успехом, Маврикий приказал своим солдатам е возвращаться на зимние квартиры, а зазимовать на Дунае, чтобы с наступлением весны добить аваров окончательно. Однако это решение, вкупе с невыплаченным скупым императором жалованием привело к брожению в войсках, перешедшем в открытый бунт. Балканская армия провозгласила императором кавалерийского сотника Фоку и двинулась на столицу. Участь Маврикия была решена – скорее он был казнен победителем, пережив перед этим казнь всей своей семьи, включая троих грудных детей.

персидские всадники эпохи Сасанидов (реконструкция)

Если Хосрову был нужен только повод для нападения на Византию, то лучшего и придумать нельзя. Официально было объявлено, что он идет мстить жестокому узурпатору за своего лучшего друга и союзника Маврикия, якобы обратившегося к нему за помощью в свой последний час. Кроме того. Шахиншах взял под свое покровительство «законного императора Византии Феодосия, сына Маврикия». Действительно, некий человек, именующий себя Феодосием, появился при дворе Хосрова, где был принят с царскими почестями. Был ли то настоящий царевич или ловкий самозванец (вроде русского Лжедмитрия) – до сих пор не ясно, хотя, согласимся, версия о самозванце звучит более убедительно. Так или иначе, этот человек был не более чем марионеткой в руках персов.

Вторгшаяся в Византию под флагом братской помощи персидская армия одерживала победу за победой, заняв почти всю Малую Азию и большую часть Сирии, а у Фоки доходили руки о всего, кроме организации обороны.  Решив возместить полную военную беспомощность религиозным рвением, император начал репрессии против христиан-монофизитов, составлявших более чем значительную часть населения империи, так что теперь они ждали персов как своих освободителей. Не забыл Фока и про евреев, издав указ об их принудительно-поголовном крещении. Если евреям нужен был в свою очередь повод для открытого восстания против Византии, теперь они получили их с избытком. В 607 году евреи открыли персам ворота Кейсарии, а наш старый знакомый Биньямин распродал свое имущество и на все деньги накупил оружия, которое безвозмездно раздал повстанцам.

византийские воины (реконструкция)

Как уже отмечалось, военное бессилие, дикая, переходящая в маниакальный психоз подозрительность и беспробудный алкоголизм дорвавшегося до власти Фоки привели к целой серии заговоров против него. В конце концов, против императора восстал африканский наместник Ираклий, армянин по происхождению, прославленный полководец времен Маврикия. 4 октября 610 года он практически без боя занял Константинополь, но не на радость пришел он царствовать. Столица империи была отрезана от своих ближневосточных владений, на Балканах снова свирепствовали авары, вступившие на этот раз в союз с булгарами и славянами, финансы пребывали в полном упадке, тем более что последним приказом Фоки было утопить государственную казну в самом глубоком месте на Босфоре, где она, видимо, пребывает до сих пор. Но, что хуже всего, армия совершенно пала духом.

В 613 году император Ираклий, лично возглавивший войска, был наголову разгромлен под Антиохией, а в следующем году персы заняли остатки Сирии и Финикии, подойдя вплотную к границам Палестины. Биньямин из Тверии понял, что его время настало. В тыл византийцам, оборонявшим переправу возле нынешнего моста Бнот Ияков, ударила обученная и хорошо вооруженная 30-тысячная еврейская армия. Таким образом, Галилея перешла в руки персов и евреев.

Вскоре объединенное еврейско-персидское войско двинулось на Кейсарию и Лод, а спустя еще некоторое время Иерусалим открыл ворота персидскому генералу Шахрваразу и Биньямину. Хосров передало город под еврейское управление, и евреи начали возвращаться в него, селясь в своей древней столице бок о бок с христианами. Еврейское государство в Эрец-Исрпаэль возродилось, на этот раз – как автономия в составе Персидской империи…

продолжение следует


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *