«Моя шестиконечная звезда…» Часть первая

«Маген Давид олицетворяет защиту нашего народа самим Господом, он – поистине наш щит от бед и несчастий… Маген Давид представляет собой сочетание небесного начала, которое стремится к земле (треугольник, направленный книзу) и земного начала, стремящегося к небесам (треугольник, направленный кверху)… Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землёй, небом и четырьмя сторонами света…»
Евреи о Звезде Давида.

«…шестиконечная звезда – знак дьявола, символ вселенского зла…. звезда Давида неразрывно ассоциируется с талмудическим иудаизмом, то есть, прямо указует на поклонение Сатане, чем заняты в своих синагогах все жиды… жидократия под их окаянною звездой в России правит очень давно…»
Антисемиты о звезде Давида

«… в конце жизни Давид умер. После себя он оставил множество Давидовичей, Давидзонов и просто Давидовых, а так же специальную звезду, сделанную из его любовных треугольников…»
Юмористы о Звезде Давида

Легко и беззаботно писать о предмете, никому не известном, о котором никто ничего не знает (и знать не желает). Значительно труднее рассказывать о том, что стало хрестоматией, о том, что у всех на виду, с чем сталкиваешься почти ежедневно, что вокруг тебя настолько, что кажется – это ты вокруг него.

Таких предметов в нашем мире много, но отнюдь не настолько, как кажется. Например, любой из нас знает торговую марку «Кока-Кола», увидеть которую можно в любом конце мира, поистине от полюса до полюса. С нею могут соперничать (но вряд ли превзойдут!) такие символы современного мира, как американские звезды и полосы, японские анимэ, русская водка…

А еще есть Маген-Давид, — не знаю уж какой по счету в рейтинге «самых-самых часто встречаемых», но определенно не последний символ мировой жизни. А уж нашей, — еврейской, — и вовсе один из первых. Если не единственный.

Он (или она, если переводить термин не как «щит», а как «звезда» Давида) – один из самых древних символов, он тот, кто вызывает больше всего споров и кривотолков, исканий тайного и явного смысла, протестов и обожания. Его носят на шеях и униформах, его накалывают на разные части тела наши и далеко не-наши, он красуется на бесценных свитках Торы и на грошовых сувенирах «from Holy Land», он весело бренчит мусульманской медалью и горестно вздыхает над еврейским надгробьем, его рисуют антисемиты и сионисты, о нем спрашивают и на эти вопросы отвечают… как я сейчас, например.

Итак, звезда (или «щит») Давида (מָגֵן דָוִד — «маген-давид» на иврите, и «могендо́вид» на идише) – суть шестиконечная звезда, образованная двумя наложены друг на друга равносторонними треугольниками, ориентированными  концами вверх и вниз соответственно. На языке прикладной геометрии эта фигура называется мудреным словом «гексаграмма», а на деле – структура из шести равносторонних треугольников, присоединенных к сторонам шестиугольника.

Сама по себе гексаграмма, как геометрическая фигура, известна с бронзового века (конец IV — начало I тыс. до н. э.), когда была впервые использована в декоративных и, — что много более вероятно, — магических целях у древнесемитских народов Месопотамии.

руины древней синагоги в Кфар-Нахуме (Капернауме)

Древнейшее известное на сегодняшний день изображение гексаграммы у евреев – это обнаруженная в Сидоне печать VII в. до н. э., принадлежавшая некому Йеошуа бен Йешаяу. В эпоху Второго храма гексаграмма, наряду с пентаграммой (пятиконечной звездой), была широко распространена как среди евреев, так и среди неевреев. Самым ярким тому примером является орнамент на фризе синагоги в Кфар-Нахум (Капернауме) II — III вв. н. э., состоящий из чередующихся гексаграмм и свастик. У современных ученых есть все основания полагать, что и в тот период истории нашего народа гексаграмма обладала чисто декоративным значением (как, кстати, и свастика, какие бы ассоциации она не вызывала у нас сегодня).

Именно в качестве декоративного элемента гексаграмма получила широкое распространение в средневековых мусульманских и христианских странах. Естественно, ни те, ни другие и в мыслях не имели ассоциировать гексаграмму с иудаизмом и евреями, как таковыми. Оно и понятно, — пройдет еще немало веков прежде чем «маген-давид» станет специфическим еврейским символом. Так, в мусульманских странах гексаграмма широко использовалась наряду с другими элементами геометрического орнамента, на что богата арабская культура.

Не обошли ее вниманием мистики и чародеи – под названием «печать Соломона», гексаграмма имела самое широкое хождение по страницам толстенных гримуаров, инкунабул и свитков – вожделений антиквара! Считалось, что именно она, вместе и Истинным Именем Б-га, была выгравирована на знаменитейшем перстне царя Соломона, дававшем ему власть над демонами (ифритами, джинами и пр.), о чем прямо говорится в Талмуде (Гит. 68 а-б). Более того, «маген-давид» оказался годным для запечатывания сосудов с провинившимися джинами. Те вынуждены были сидеть внутри и тысячелетиями дожидаться какого-нибудь Алладина или Вольку ибн Алёшу…

Как очевидно, «печать Соломона» была широко распространена в арабской магии (в их книгах по магии гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах) и христианских церквях (там гексаграмма встречается даже чаще, чем в синагогах!).

"маген-Давид" на древнейшей, полностью уцелевшей копии Массоретского текста Торы (Ленинградский кодекс), 1008 г.

Среди же евреев раннего средневековья ее использование ограничивалось единичными случаями. Встречающиеся в некоторых рукописях, гексаграммы пока не носили иного смысла, кроме магического, прямо или косвенно связанного с каббалой. «Маген-Давиды» (кстати, впервые названный так в религиозно-мистическом трактате караима Йеуды Гадасси (середина XII века)) рекомендовалась лишь для использования в амулетах, особенно в оберегах от пожаров. В том же качестве (как «противопожарная безопасность») гексаграмма часто встречалась на мезузах X-XIV вв.

Подлинно же еврейским символом во все времена являлась Менора – храмовый светильник-семисвечник. Он же – своего рода «опознавательный знак»: если на древнем или средневековом захоронении обнаружено изображение меноры, это однозначно свидетельствует: здесь лежат именно евреи.

Лжемессия Давид Алрой, который предпринял попытку похода на Иерусалим с целью отбить святой город у крестоносцев, считался колдуном и был тем, кто превратил магическую печать Соломона в «Маген-Давид» (названный так, возможно, в честь самого себя), придав символу универсальное значение защиты еврейского народа от бед и несчастий. Примерно сто лет спустя в некоторых трудах по каббале появилась «рациональная» версия происхождения гексаграммы: мол, шестиугольными щитами пользовались воины армии великого библейского царя…

продолжение следует


Как скачать?

4 комментария

  1. ujniy:

    интересно…может затронете историю пентаграммы(звезды Шломо)?

    • Walrus-Kay:

      Как говорится, «вопрос, конечно, интересный» :)
      Не хочу давать опрометчивых обещаний, поэтому ограничусь: «Попробовать можно, как-нибудь позже, в другой раз». Так что, ждите, ув. Ujniy :)

  2. Вечная Жидовка:

    :!: Он снова с нами,мой любимый Walrus-Kay :!: Где вы пропадали? Почему так долго вас не было слышно? Но я понимаю — не приходили сюда,значит,не могли… зато теперь вы снова с нами и снова с превосходной статьей :!:

    • Walrus-Kay:

      Моя добрая бабушка… :smile: :smile: :smile:
      Долго не появлялся, вы правы, каюсь. Просто не мог раскрутится с внезапно навалившимися делами. Но ничего, с ними разобрался, все хорошо, я жив, здоров и весел, вместе со своей семьей (тьфу три раза, чтоб не сглазить :smile: ), и, как видите, вновь на боевом посту!
      Большое спасибо за поддержку и добрые слова :razz:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *