«Моя шестиконечная звезда…» Часть вторая

знамя пражской еврейской общины (реконструкция)

Эти и считанные подобные им появления «маген-Давида» на исторической сцене было делом случая, как говорится, попадания нужной идеи в нужное время нужным людям, то есть чисто произвольным делом. А такое дело пускать на самотёк никак не годится!

Слава Б-гу, это поняли не только евреи, поэтому в 1354 году император Священной Римской империи Карл IV (1316-1378) даровал евреям Праги привилегию иметь собственное знамя. В качестве такового было выбрано красное полотнище с изображением шестиконечной звезды. «Маген-Давид» украсил также официальную печать общины. Таким образом, налицо первое официальное использование гексаграммы как специфического еврейского символа.

Есть мнение, что к хорошему привыкаешь быстро. Можно спорить в какой мере и к какому явлению это больше подходит, но в отношениях «маген-Давида» и евреев произошло именно так. С 1492 г. «маген-Давид» использовался в качестве типографского знака, в особенности на книгах, изданных в Праге (что немудрено в свете рассказанногол выше). Позднее (XVII-XVIII вв.) гексаграмма прочно вошла в обиход евреев Моравии и Австрии, а затем – Италии и Нидерландов. И уж совсем в последнюю очередь она распространилась среди общин Восточной Европы.

Где бы не появлялся «маген-Давид», он получал широкое распространение – знак изображался / вырезался / чеканился / вышивался и пр. в синагогах, на официальных печатях и гербах (семейство Ротшильдов, получив дворянский титул от австрийского императора, включило «маген-Давид» в свой фамильный герб), на книгах, на религиозной и бытовой утвари, красовался на ювелирных украшениях… Однако, лишь в конце XVIII в. «маген Давид» стал изображаться на еврейских надгробиях, где остается и поныне. Примерно в тот же период времени «маген-Давид» появляется на антисемитских карикатурах, публиковавшихся в тогдашних газетах Франции и германских княжеств.

первый выпуск сионистского журнала Т. Герцля «Ди Вельт»

Столетием раньше «маген-Давид» приобрел новое значение для каббалистов, трактовавших его как щит (крепость, надежность, защиту свыше и пр.) «сына Давида», то есть Машиаха (Мессии). Как известно, такое толкование не получило поддержки в ортодоксальных кругах, однако было с энтузиазмом воспринято последователями лже-мессии Шаббтая Цви (конец XVII века), видевших в нём символ скорого избавления.

Самое же широкое распространение «маген-Давид» получил в XIX в., что объясняется стремлением евреев найти простой символ иудаизма, аналогичный кресту христианства. Свято место пусто не бывает, вот и гексаграмма почти полностью «вытеснила» менору, уверенно заняла ее место, обретя тот самый смысл, который мы вкладываем в нее по сей день – однозначный и всем понятный «без перевода» символ мирового еврейства.

А какое же еврейство без заветной, выстраданной столетиями бед, гонений и мук, политой нашей кровью и слезами мечты о возрождении Эрец-Исраэль? Конечно, никакое. Поэтому, когда сионистская организация взялась искать свой символ, ей не пришлось далеко ходить: «маген-Давид» оказался более чем ко двору! На первом же выпуске сионистского журнала Т. Герцля «Ди Вельт» был изображен «маген-Давид».

Ф. Розенцвейг в книге «Звезда спасения» (1921 г.) трактовал гексаграмму как символическое выражение глубоко религиозных философских идей о смысле бытия и отношениях между Богом и человеком с одной стороны, и человека с этим миром с другой. Согласно его концепции, треугольник, лежащий в основании, олицетворяет три основных предмета, рассматриваемых философией: Бог, Человек и Мироздание. Другой отражает позицию иудаизма по отношению к этим элементам и их соотношению между собой – Творение (между Богом и Мирозданием), Откровение (между Богом и Человеком) и Избавление (между Человеком и Мирозданием). Наложение этих треугольников друг на друга и образует «Звезду спасения».

Превращение же «маген-Давида» в желтое клеймо, сопровождавшее миллионы евреев на пути к уничтожению ордами не-людей, придало этому символу новый смысл – единства страдания и надежды.

В свете сказанного становится очевидным почему Государство Израиль, стремясь избрать в качестве герба наиболее древний и аутентичный символ еврейства, хоть и остановило свой выбор на меноре, однако поместило «маген-Давид» на национальном флаге, где ему суждено гордо и вечно сиять поистине путеводной звездой! По крайней мере, мне очень хочется на это надеяться…

В заключение исторического очерка, остается добавить, что на сегодняшний день шестиконечная звезда принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала одним из самых распространённых мировых символов: на зданиях синагог и еврейских учреждений в любой точке земного шара, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы, можно встретить «маген-Давид»… И дай то Б-же, чтобы они не исчезали никогда!

окончание следует


Как скачать?

2 комментария

  1. solas:

    отличная статья!спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *