Рабби Шломо Бен Ицхак (РАШИ)

таким представляется РАШИ на картине художника

Разные исторические источники по-разному датируют рождение рабби Шломо бен Ицхака (1040 – 1105 гг.), более известного под именной аббревиатурой РАШИ. Лаврами победителя в этом споре был увенчан 1040 год, его отстаивало большинство исследователей. Что же до места рождения, тут уж у всех было полное единодушие – город Труа (Франция).

В детстве большое влияние на обучение и воспитание РАШИ оказал его сводный брат по матери – рав Шимон – ученик выдающегося ашкеназского раввина Гершома бен Иегуды. Учился юноша у «лотарингских мудрецов», в знаменитой ешиве Вормса (Германия), где ему посчастливилось встретиться с крупнейшими европейскими знатоками Талмуда.

Подобно древнему танаю рабби Акиве, РАШИ после женитьбы оставил семью и скитался из города в город, чтобы слушать лекции великих учителей. К слову, так же поступали и христианские студенты-ваганты, кочевавшие из университета в университет или из семинарии в семинарию. Позже он писал: «Я учился под руководством своих учителей в такое время, когда крайне нуждался в хлебе, одежде и имел на своих плечах иго семейной жизни».

После немалых трудов, овладев всей премудростью Торы, ТАНАХа и Талмуда, РАШИ возвратился к семье в Труа.

Вскоре слава молодого ученого распространилась во Франции и Германии, к нему стали обращаться за разрешением вопросов религии и права. Массы учеников устремились в школу РАШИ. Объясняя слушателям ТАНАХ и Талмуд, он старался преподавать все в упрощено-общедоступной форме, при этом ничего не теряя от смысла. Комментируя Тору и Талмуд, РАШИ уделял большое внимание словам, их морфологии и грамматическим особенностям, а так же исследовал значения древних, давно вышедших из употребления слов.

В своих толкованиях к большинству трактатов Вавилонского Талмуда, он кратко, ясно и понятно объяснял трудные места и весь запутанный ход мыслей в рассуждениях древних законоучителей. Благодаря его комментарию, стало возможным изучать Талмуд без помощи учителей и сделать его предметом преподавания даже в начальных школах. Справедливо говорили современники, что без  комментариев РАШИ Талмуд остался бы замком без ключа.

Как и многие ученые Средневековья, РАШИ был поэтом. Он писал пиюты – особые поэтические тексты духовного содержания, которыми дополнялись молитвы. До наших дней сохранились несколько произведений подобного жанра, приписываемых РАШИ. Поэзия давала её автору в более свободной форме выражать сокровенные чувства и переживания, описывать страдания и унижения, выпавшие на долю евреев его поколения, а так же надежду на избавление.

Считается, что мотивы гонений и преданности иудеев своей вере в стихах РАШИ связаны с событиями 1096 года, когда в ходе первого крестового похода были вырезаны многие еврейские общины Европы, и, прежде всего, Германии.

Факты свидетельствуют, что постоянные преследования, страх за судьбу уцелевших в кровавой бойне евреев подорвали здоровье РАШИ. «Силы тают, и уста немеют, — писал он, – от всех невзгод, которые я переношу волна за волной, поэтому, больше не могу писать».

Дописав до двадцать девятой страницы свои комментарии к главе «Бава Батра», трактат «Седер Незиким», РАШИ покинул этот мир.

Великий ученый оставил после себя трех дочерей, из которых одна была верной помощницей отцу в его трудах. Внуки РАШИ и его зятья прославились своей ученостью и продолжали его работу.


Как скачать?

4 комментария

  1. Diamond:

    Шалом!

    Не могли бы вы подсказать, есть у вас в коллекции анимационный фильм «Rashi :A Light After the Dark Ages». Если есть, то не затруднит вас его выложить? Спасибо большое.

    • Aleks Megen:

      Шалом, к сожалению с таким фильмом не сталкивался.
      Если найдете — пожалуйста, поделитесь :)

  2. Diamond:

    К сожалению я не смог его найти нигде- только трейлер полутораминутный есть в интернете. Алекс, а вы в аську не выходите, а то я хотел там вам написать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *