Репортаж из «Солнечной долины». Часть первая

В начале была мечта…

Мечта об отдыхе, желательно у моря, подальше от больших городов, забот и волнений. И, — обязательно, — всей семьей. И чтобы не слишком дорого…

эмблема Харьковского Еврейского Культурного Центра «Бейт-Дан»

Возможно, мечта так бы и осталась мечтою, но мы (я, жена и ребенок) решили попытать счастье, а, как известно, счастью нужно хоть чуточку помогать, мудрый человек всегда должен это помнить.

Поэтому, рассмотрев и отвергнув несколько заманчивых, но не без “червоточины” предложений, мы остановились на идее родственницы моей жены. Она собралась ехать в санаторий «Солнечная долина» (Тарханкут, Крым), где с 19 по 29 августа намечалось проведение семинара «ИСХОД», организованного Харьковским областным благотворительным фондом Еврейского Культурного Центра «Бейт-Дан». Море, солнце, евреи (приличное общество, уж всяко без мата через слово!) и не слишком высокая за все эти удовольствие цена, а главное: «Все подруги там были, все говорят, что там очень хорошо, а чем я хуже?!» – вот что определило её, а, вскоре, и наш выбор.

За пару месяцев до отъезда я посетил «Бейт-Дан», записался на семинар одним из первых, за что и был “награжден“ обещанием двухместного (с супер-раскладушкой для ребенка) номера в отеле на теневой стороне (!), двух нижних и одной верхней полки в арендованном поезде, а на закуску получил роспись благ предстоящего отдыха. Последнее было точь-в-точь как у Высоцкого: «И такое рассказал / Ну, до того красиво / Что я чуть было не попал / В лапы Тель-Авива!» — прямая доставка, райская природа, молниеносный улыбчивый сервис кошерной кухни, развлечения для всех возрастов, мудро-добрые как мать Тереза пополам с Гендальфом мадрихи (вожатые), семинары и занятия, закаты над морем и белоснежные чайки эт цэтэра – ну, как было не согласится? Ограничения и запреты – более чем понятные, сугубо ритуальные, то есть, такие, против которых не станет возражать ни один нормальный человек, особенно еврей.

Тем не менее, уже внеся сумму за всех троих, я с семьей почти до самого общего собрания так и этак обсасывали предстоящий вояж: ах, как будет, ах, как не будет? Не надули ли нас? Не “напарили“ ли на деньги? Не “кинут“ ли? А что будет если то, а что будет если не то..? Поймите правильно: я и моя семья – люди не жадные, но не богатые и рабочие. Нам каждая гривна достается трудом и пóтом, Эти гривны как раз те самые, что называются «кровные», так что тратить их по пустякам – ох как не хочется! И отдых для нас – это наслаждение, покой, развлечение, — словом, все что угодно, кроме средства нажить неврастению, тем более что уже где-где, но на Украине есть десятки возможностей нажить ее без всяких затрат. Словом, разговоров было много, переживаний еще больше, но деньги были уже выплачены, не вернешь, так что волей-неволей пришлось смириться и собирать чемоданы.

На общем собрании, состоявшемся, как помниться, 11 августа, и куда я, естественно, пришел, перед почти восемью десятками жаждущих отдохнуть выступила Анна Панкова – женщина-двигатель, как ее точно охарактеризовали в рекламной брошюре, душа любой компании, организатор и администратор от бога.

В краткой, но энергичной речи она поздравила всех нас с участием в программе семинара «ИСХОД», в целом повторила то, что я слышал при оформлении заявки на участие, и передала слово Жанне Майстренко – директору «Бейт-Дана», женщине умной, настойчиво-внимательной и по праву главной “виновнице“ всего мероприятия. Она тоже не стала растекаться мыслью по древу: не вдаваясь в оперативные детали, поблагодарила за доверие, пообещала незабываемые десять дней, которые, — подобно Джон Ридовским, — потрясут мир, и объявила о раздаче посадочных талонов в арендованные вагоны поезда «Харьков — Евпатория» и столь же бумажных номерков на поселение в отель. Вопреки ожиданиям, обошлось без давки, шума и тем более скандалов, — все ж евреи, не так ли? — хотя нас и предупредили, что обжалование мест, полок и номеров – бесполезно, так решило руководство, согласно пожеланиям отдыхающих, но всем в рот не заглянешь, на всех не угодишь, всем нравятся только доллары, так что, берите что дают. Мы и взяли.

я с моим сыном Мишей на отдыхе обожаем играть в шахматы. Этот отдых не стал исключением

Не стану злоупотреблять вашим вниманием, описывая, как добрались мы с семьей и родственницей до харьковского вокзала, как сели в поезд (первый вагон, что само по себе вроде как ничего особенного, но в чем-то символично), как утрясли недоразумение с посадочными талонами, — такая уж наша доля! — и как отъехали. Скажу лишь, что поезд – есть поезд со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами, кто ездил – сам знает.

19 августа мы прибыли в Евпаторию, точнее, на привокзальную площадь, куда через полчаса были пригнаны 6 автобусов. Загрузившись, — хватило места всем и всему (я про багаж), — мы, оставив позади бескрайние степи, стада коров, водохранилища и заливы, часа через полтора приехали в «Солнечную долину». Позади шестиэтажного отеля автобусы стали и выгрузили человек триста: мужей, жен, детей, бабушек и дедушек – все восторженно-уставшие, пыльные и голодные, у всех в глазах три желания – поесть, помыться и начать осваивать пляж.

наш номер в отеле

Все так и случилось, но несколько не в этом порядке. Прежде всего, нас расселили по номерам: это было не трудно – ключи торчали из замочных скважин на ручках дверей, как и было “предсказано“ на собрании. Так что первые полчаса из номеров отеля слышался визг “молний“ на сумках и чемоданах и клокотание воды в душах и унитазах – народ располагался, обеспечивая максимальный комфорт. Моя семья не отставала от соседей: в своем 202 номере, — угловым, совсем рядом с входом на этаж, без кондиционера, холодильника и телевизора (как, впрочем, и все остальные), — мы, прежде всего, проверили всё ли работает и всё ли исправно – такова инструкция. Сообщив о порванной занавеске в душевой кабинке (право, пустяки какие!), мы распаковали чемодан, рюкзак и сумку, разложили раскладушку, сразу застелили и спустились вниз на разведку.

вход в отель

Еще подъезжая, мы заметили (не легко было не заметить), что с козырька над входом в отель три девушки размахивали разноцветными воздушными шарами и кричали хором что-то невнятное, но явно хорошее, а над дверями висел приветственный транспарант, и вообще чувствовалось, что нас ждали. Однако, прежде всего, в глаза бросился бескрайний морской залив, широченным полумесяцем огибающий «Солнечную долину», упирая рога в бирюзовую даль. От входа в отель до полосы прибоя было ровно 53 (прописью: пятьдесят три) шага, — кто-то еще раньше нас измерял, я потом сам проверил – точно. Короткая аллейка между двумя рядами чего-то зелено-разлаписто-хвойного, но не елок, не сосен и не пихт, — в ботанике я всегда был слаб, так что не скажу чего именно, — упиралась в спаренную железную лестницу, ведшую прямо на пляж. Сам пляж, кстати, слава богу, песчаный, с небольшим скоплением камней на западе, а море – мелкое, как в «лягушатнике» — райская утеха для детей, но взрослым приходилось ходить довольно-таки долго, чтобы окунуться всем телом и тем более поплавать. Согласимся, что это тоже не столь важно, все-таки отдых был рассчитан именно на детей, а здесь им было никак не утонуть и не потеряться. Прибавьте в своем воображении не слишком высокие известняковые склоны, сплошь поросшие травами и кустами, голубое, без единой тучки-облачка небо, словно соперничающее в своей бескрайности с морем, проносящихся над гладью вод чаек, тепло, но не жару, пропитанный ихтиолом воздух – и вы получите представление об этом блаженстве, поистине солнечной долины!

Всю эту «райскую панораму», я, однако, пока только рассматривал сверху вниз, — успеется еще, никуда эта красота от меня не денется! — ибо, как всякий дисциплинированный и законопослушный человек, отправился на знакомство с мадрихами. Оно состоялось на небольшой площади перед «дворцом» — столь же небольшим, почти игрушечным сооружением из кремового камня, где располагались наша столовая, библиотека, комнаты мадрихов и гнездовище начальства. Впоследствии, на этом “майдане“ проводились все или почти все мероприятия, призванные нас развлекать, учить и врачевать духовно.

знакомство с мадрихами на "майдане" у "Дворца"

Но об этом позже, а пока непосредственно о знакомстве. Все мадрихи выстроились в ряд, та же Жанна Майстренко произнесла речь, а Анна Панкова познакомила нас с теми, кто работал и будет работать, не щадя времени, сил и, если понадобится, всего остального, ради нашего блага и отдыха. Каждому мадриху (в основном, конечно, молодым и очаровательным женщинам) аплодировали, отдыхающие присматривались, прислушивались, чуть не принюхивались, те тоже самое делали с нами. Сразу стало ясно, что детей (что называется, от 2 до 20 лет) разобьют на пять групп по возрастам, к каждой из которых будет приставлено по две вожатые. Взрослых решено было на этот раз на группы не делить и не привязывать к какому-то определенному расписанию; все мы были зачислены в, что называется, «вольные слушатели»: кто хочет – слушает, посещает, учится, рукодельничает и пр., остальные – не мешают. На том и порешили.

Перезнакомившись и еще раз разрекламировав предстоящие блага, мадрихи отпустили нас на первый в «Солнечной долине» завтрак, куда евреи шумною толпой и устремились. Еще раньше мы узнали, что кухня – кошерная, а значит, в данном “варианте“ только мясо-рыбная. Это значит, что утром и вечером подают рыбу, днем — на обед, — курицу, а молочное (йогурты, кефиры, молоко, творожки и пр.) – вне столовой, на раздаче у входа во «дворец». Там же, после обеда и не по субботам, желающие мужчины-евреи могли надевать тфилин (я, кстати, не пропустил ни одной такой возможности, кроме одного-единственного случая, когда оказывал помощь внезапно занедужившей жене). В столовую категорически было запрещено что-либо вносить из еды и посуды, зато выносить (в целлофановых пакетиках или в купленной тут же одноразовой посуде) можно было хоть всю свою порцию целиком, с компотом, фруктами и сладким. За внос чего-то непотребного в столовую полагался большой штраф, ибо пришлось бы кошеровать стол заново. Слава богу, такого ни произошло ни разу.

Осмотрев же чем будут кормить, — у входа в помещение висело меню на весь день, — я понял, что здесь сбудется моя мечта скинуть пару-тройку кг живого жира без большого труда. Так оно и произошло: я похудел килограмм на пять, если не на шесть, за что от всего сердца благодарю поваров и устроителей отдыха. Заметьте, ни капли не ёрничаю и не кривляюсь, держа камень за пазухой. Я в самом деле похудел и мне это пошло более чем на пользу, так что моя благодарность столь же искренняя.

часть панорамы "Солнечной долины"

Дальнейшее, — до вечера, — утонуло для меня и подавляющего большинства прибывших на отдых евреев (и примкнувших к ним «множеству разноплеменных людей» (Исход, 12:38)) во сне в номере отеля, где я и все мы отсыпались, отдыхая от дороги, привыкая, акклиматизируясь. Звонки по мобильным телефонам оставшимся на “Большой Земле“ родным и близким были сделаны, дети успокоены, чресла раскиданы по кроватям. «Солнечная долина» спала, оставив на пляже немногих уж больно рвущихся к морю…

Первый день (а с ним и данная часть описания) закончился большой шоу-программой под кодовым названием «Египетские вечера». Чтобы не возникло двух мнений по поводу собравшихся в санатории евреев, напомню, что сам семинар носил название «ИСХОД» и каждый день шел под “знаменем“ того или иного библейского эпизода по теме. Так что все кошерно, не тревожьтесь.

Итак, шоу-программа, растянувшаяся за полночь, началась на “майдане“ с не слишком длинного видеофильма о евреях, Торе и Исходе, спроецированный с ноутбука на подвешенный за станину экран. Продолжил вечер костюмированный бал, на котором мадрихи и презревшие сон молодые люди щеголяли в самодельных платьях времен Моисея, фараона и все того же Исхода. Разыгрывались импровизированные сценки по мотивам библейских историй того периода, сыпались шутки, дробный смех и музыка. Дети веселились от души, хотя и, уверен, очень мало что понимали, — не всем выпало счастье родится в ортодоксальных еврейских семьях, где Тора сплелась с жизнью в гордиев узел. К слову, подавляющее большинство взрослых не далеко от них ушли, — просто наслаждаясь шоу, смеясь над злободневными шутками и не задумываясь над пестротой символики иудаизма.

А завершилось всё не слишком продолжительным, но весьма красочным фейерверком, в свою очередь, подобно «Авроре», давшим сигнал к началу дискотеки, но ни я, ни моя семья на нее не пошли – режим, возраст, “обломовщина“ и элементарная забота о ребенке не позволили нам этого сделать. С тем и пошли спать…

продолжение следует

Как скачать?

1 Response

1. Aleks Megen:

Артём, спасибо большое за статью!
    Написана очень живо и интересно, с юмором — в общем, в твоем стиле :)
    Прочитал с огромным удовольствием, жду продолжения :mrgreen: