Шлюхи, жены, любовницы — три ступени к власти. Часть пятая

Бенито Муссолини и Адольф Гитлер (встреча в Берлине, конец сентября 1937 г.)

Одновременно с этим кому-то из высоких фашистских чинов пришла в голову идея оказать евреям унизительную милость. Был издан закон, разрешающий «арианизацию»: любой еврей мог письменно, в особо унизительной форме заявить, что не принадлежит к еврейской расе, и получить обратно все отнятые у его соплеменников гражданские права.

Муссолини не подписал этот закон, но он все равно обрел силу, проведенный большинством в Высшем Совете и подписанный королем, который в течение долгих лет своего царствования, благоволил к евреям, но в то время ставший отупевшей от страха тряпичной куклой в руках диктатора.

Как очевидно, только самые малодушные, лишённые элементарной чести и достоинства, могли пойти на такую сделку. Не только евреи, но и большинство итальянцев отнеслись к этому закону резко отрицательно, и очень скоро его отменили, а автора с позором уволили.

Выше я отмечал роль римско-католической церкви в нагнетании антисемитизма и расизма в Италии. Стоит сказать еще несколько слов об этом. Папа Пий XI (1922-1939) в 1937 г. выступил против «мифов крови и расы, противных духу христианства», он поддерживал евреев как мог, но боевого духа хватило не надолго. Его преемник, Пий XII (1939-1957) ни единым словом не возражал против расизма в Италии, а во время Холокоста держался нейтралитета. И хотя иезуиты открыто проповедовали антисемитизм, итальянский народ в подавляющем большинстве не следовал за «жидоедами»; напротив, — многие сочувствовали евреям и пытались тайком им помочь, часто не безуспешно…

Как же реагировали на всё это сами итальянские евреи, чья община была наиболее ассимилированной и укорененной в жизни страны из всех европейских еврейских общин? Что ж, во многом реакция была более чем предсказуемой: согласимся, на тонущем корабле вариантов спасения, из которых можно выбирать, очень немного…

Часть евреев приняла христианство, — церковь защищала новообращённых, и, надо признать, делала это хорошо. Часть (примерно 4500 человек) эмигрировала во Францию, Англию, Северную и Южную Америку, меньше – в Палестину. Но большинство осталось жить в своих домах, в надежде, что в стране наступит перемена: действовал не то привычный европейским евреям оптимизм (мол, «ни фига, перезимуем!»), не то страх перед чужими краями, а, скорее всего, и то и другое вместе. Из оставшихся самые активные стали участвовать в антифашистском движении (среди них братья Эмилио и Энцо Серени, Джорджо Амендола, Умберто Террачини и Леоне Гинцбург).

Первого сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. Италия, хотя и обязанная участвовать в ней на стороне нацистской Германии, вначале от вступления в войну воздержалась, но поражённая победами союзников по пакту (немцев и японцев), все-таки объявила войну Франции и Англии.

агитационный антисемитский плакат, изданный в фашистсткой Италии

Это, однако, не вызвало у подавляющего большинства итальянцев никакого сочувствия, тем более национального подъёма. Последующие три года сплошных военных поражений лишь усилили общее стремление народа каким-то образом, сохраняя хоть крупицу достоинства, выйти из навязанной фашистскими верхами кровавой авантюры. Муссолини тоже понимал это, более того, открыто сочувствовал своему народу, но остановиться уже не мог…

Впрочем, о нем, о его ненасытности, всевластии, личной «хиросиме» и страшном конце разговор еще впереди, пока же хочется закончить рассказ о горькой чаше, испитой итальянскими евреями…

Как совершенно очевидно, в накалённой атмосфере войны, — к тому же неудачной, — люди всегда ищут виноватых, и всегда находят. Чуть ли не еженедельно появлялись новые антисемитские указы и запреты. В частности, евреям запрещалось публиковать книги, статьи, музыкальные сочинения, иметь издательства и типографии. Коммерческие фирмы было приказано передать христианам, а евреям запрещено было торговать почти всем, начиная от антиквариата и кончая мелкой галантереей. Вывески с еврейскими фамилиями (и тем более с «маген-давидами») было велено сменить на «идеалогически правильные» христианские.

Помимо запретов начались и репрессивные действия: иностранных евреев, упорно не покидавших Италию, заключили в лагеря, а итальянских, заподозренных в антифашистских настроениях, отправляли в ссылку.

Кроме государственного антисемитизма вырвалось наружу и фашиствующее хулиганство. В 1941 — 1942 гг. были стихийно разгромлены синагоги в Турине, Падуе, Ферраре и Триесте. Забрасывание проходящих по улице евреев камнями, ловля детей и вымазывание калом лиц, опрокинутые могильные памятники, разбитые окна и оскорбительные надписи стали обычным делом…

окончание следует


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *