Хазарский каганат. Краткие заметки. Часть первая

Хазарский каганат в эпоху своего рассвета (современная карта)

В VII – X веках на необозримых просторах от верховьев Волги (в те времена — Итиля) до Кавказа, и от Урала до Днепра, существовало ханство хазар, «по-научному» Хазарский каганат.

Несмотря на религиозное и этническое разделение народов, населяющих Хазарию, в ней довольно скоро возникла единая культура, достигшая своего расцвета в VII – IX веках и названная, — по местам первых археологических раскопок, — салтово-маяцкой.

Самым замечательным социальным достижением Хазарии была её веротерпимость, необычная не только для средневековья, но и для многих (к сожалению, слишком многих!) народов нашего времени. Мало того, что у всех народов населяющих Хазарию были свои полуавтономные правители, управлявшие людьми  в соответствии с их традициями и верой, так и самим хазарам разрешалось исповедовать любую религию в соответствии с личными симпатиями и семейным укладом.

А чтобы принципы веротерпимости осуществлялись на деле, в столице Хазарии — г. Итиле (под современной Астраханью) была организована своего рода судейская коллегия, где по двое мусульманских, христианских и иудейских судей решали вопросы своих единоверцев, а еще двое специализировались по язычникам – славянам и руссам. Государственной же религией, т. е. религией царя, знати и наиболее просвещенной части общества, был иудаизм.

Когда о могущественном иудейском царе Иосифе, живущем в своей столице на берегу великой реки где-то далеко-далеко на востоке, узнали при дворе Западного халифата (современная Испания), местные евреи ничуть не удивились. Ибо Великая река – без сомнения, Самбатион из аггады, а поданные Иосифа, да и он сам – потомки десяти израилевых колен, как считалось, таинственно исчезнувших после ассирийского плена. Однако, вскоре выяснилось нееврейское происхождение единоверцев с берегов Итиля, а неоправдавшаяся надежда стала, видимо, первым из мифов о хазарах, появившихся позже во множестве.

хазарский воин (иллюстрация из старинного манускрипта)

Сами же хазары после распада своего государства в X – XI веках рассеялись среди народов Восточной Европы, Поволжья, прикаспийских степей, и перестали существовать как этнос. Следы тех или иных хазарских общин удается проследить еще на протяжении нескольких веков в разных странах, потом они окончательно теряются…

Интересно, что победители – киевские князья – довольно много переняли у побежденных хазар. Сохранились средневековые документы, где русские князья именуются каганами, а самый древний подлинный документ, где упоминается Киев – знаменитое «Киевское письмо», – найден в развалинах синагоги под Каиром, написан на иврите с пометками на хазарском языке.

Кроме того, есть авторитетное мнение профессора Гарвардского университета и директора Института Востоковеденья при Украинской академии наук О. Прицака (украинца по происхождению), о том, что само название «матери городов русских» хазарского корня. Он полагает, что первоначально Киев был хазарским пограничным городком, предназначенным для обороны северо-западных рубежей царства, и назывался он Куйя (скорее всего, по имени начальника местного гарнизона)…

продолжение следует


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *