Еврейская община Сирии. Часть первая

сцена приношения израильским царем Ииуйем дани арамейцам ("Черный Обелиск Салманасара III (858-824 до н.э.), сооруженный примерно в 841 до н.э.)

Древняя история

Прежде чем начать, хочу сразу предуведомить: отношения Сирии с Государством Израиль не являются предметом рассмотрения данного историко-этнографического очерка. Это совершенно отдельная тема; возможно, скоро в разделе «Враги моржей» появится соответствующая статья…

Итак, во второй половине III тысячелетия до н. э. территорию современной Сирии начали заселять кочевые семитские племена аморреев, образовавшие в первой половине II тысячелетия до н. э. целую сеть мелких городков-государств. В XIV в. до н. э. в Сирию вторглись кочевые орды арамеев[1], и вскоре она стала называться «страной Арам».

хрестоматийное изображение сватовства Ривки за Ицхака

Священное Писание сообщает о тесных связях еврейских патриархов с тогдашней Сирией. Так, согласно Торе, предком арамеев является третий сын Нахора, — родного брата Авраама, — Кмуэль: «Милка родила Нахору … Кмуэла, отца Арамов» (кн. Берейшит, гл. Вайера, 22:21; досл. «ави Арам» («отец Арама», то есть родоначальник или глава арамейских племен)). Сын Авраама, Ицхак, женился на Ривке, «дочери Бетуэля, арамейца из Паддан-Арама» (кн. Берейшит, гл. Толдот, 25:20). Иаков прожил двадцать лет во все том же Паддан-Араме, в доме Лавана, сына Бетуэля, и взял в жены двух его дочерей – Лею и Рахель; здесь же родились все сыновья Иакова (за исключением Биньямина) – родоначальники двенадцати колен Изральевых. В результате соглашения между Иаковом и Лаваном границей между их владениями (то есть фактически между Сирией и Ханааном, — будущей Эрец-Исраэль) была признана «гора Гилиад», вероятно, обрывистый левый берег реки Иордан (кн. Берейшит, гл. Вайеце, 31:47).

В конце II тыс. — начале I тыс. до н. э. в Сирии образовались сравнительно крупные арамейские государства, названные в ТАНАХе Арам-Цова, Арам-Бет-Рехов, Арам-Ма‘аха, Арам-Даммесек. Древнееврейский царь Шауль (вторая половина XI в. до н. э.) вел успешные войны с арамейскими «царями Цовы» (I кн. Шмуэля, 14:47). В начале X в. до н. э. царь Давид разгромил «Хадад‘эзера, сына Рехова, царя Цовы», а затем и армию Арам-Даммесека, шедшую ему на помощь. После этого «поставил Давид наместников в Арам-Даммесеке, и стали арамейцы у Давида рабами, приносящими дань» (II кн. Шмуэля, 8:3-6), а правитель Хамата (области в центральной части Сирии, ныне Хама) прислал царю Израиля драгоценные дары, тем самым признав себя его вассалом (II кн. Шмуэля, 8:9-10). Попытка арамейских государств Сирии избавиться от власти Давида, воспользовавшись его войной с аммонитянами, окончилась полной неудачей (II кн. Шмуэля, 10:6-19), и до второй половины X в. до н. э. практически вся страна оставалась в прямой или косвенной зависимости от израильской монархии.

В конце правления царя Соломона, Резон, сын Эльяды, восстановил независимость Арам-Даммесека (I кн. Мелахим, 11:23-25), а после размежевания Израиля и Иудеи основанное им государство превратилось в мощную державу, цари которой вели активную завоевательную политику в Заиорданье. Так, в начале IX в. до н. э. арамейский царь Бен-Хадад I[2], выполняя просьбу Асы, царя Иудеи (который послал ему сокровища из казны Иерусалимского храма), напал на Израильское царство и захватил восточную Галилею (I кн. Мелахим, 15:18-20)..

Позднее арамеи заняли также северную часть Заиорданья, однако царю Ахаву (тому самому нечестивцу-идолопоклоннику, с которым «воевал» пророк Илия) удалось сорвать попытку Бен-Хадада II захватить столицу Израильского царства – город Шомрон, а затем Арам-Даммесеку было нанесено решительное поражение в битве при Афеке (I кн. Мелахим, 20:1-35). Следствием победы стал, однако, не геноцид арамеев, а, напротив, заключение военно-политического и торгового союза. Согласно договору, Израильское царство вошло в возглавленную Бен-Хададом II коалицию Двенадцатиградья, которая в середине IX в. до н. э. отразила несколько вторжений ассирийских полчищ.

С падением династии Бен-Хадада и приходом к власти царя Хазаэля, поддержанного пророком Элишей (Елисеем), столкновения между Арам-Даммесеком и Израильским царством возобновились (II кн. Мелахим, 8:28,29). На этот раз удача отвернулась от евреев: арамейцы захватили все Заиорданье до реки Арнон (II кн. Мелахим, 10:32,33), а в 814 г. вторглись в западные области Эрец-Исраэль и дошли до границ Иудеи, которая была обложена тяжелой данью (там же, 12:18-19; 13:7).

Царь Израиля фактически стал вассалом Арам-Даммесека (II кн. Мелахим, 13:22), однако уже в последние годы XVIII в. до н. э., когда ассирийцы нанесли сыну Хазаэля, Бен-Хададу III, ряд тяжелых поражений, израильский царь Иехоаш прекратил выплату дани и отвоевал часть утраченных территорий (II кн. Мелахим, 13:24-25). Дело завершил в первой половине VIII в. до н. э. израильский царь Иоровам II, отвоевав у Арам-Даммесека Заиорданье, а впоследствии захватив южную и центральную Сирию «от входа в Хамат» (II кн. Мелахим, 14:25, 28).

реконструкция внешнего вида и вооружения ассирийских воинов


В конце 40-х — начале 30-х гг. VIII в. до н. э. вся Сирия была завоевана ассирийцами. Попытка Рецина, царя Арам-Даммесека, выступившего в союзе с царем Израиля Пекахом, восстановить в южной Сирии арамейское правление закончилась полным провалом. Иудейский царь Ахаз, которого Рецин и Пеках пытались силой заставить присоединиться к ним, обратился за помощью к ассирийцам, которые в 732 г. до н. э. овладели Дамаском и полностью разрушили его. Рецин был убит, а многие жители страны угнаны в Месопотамию. Падение Арам-Даммесека нашло отражение в произведениях еврейских пророков (кн. Амоса, 1:3-5; кн. Исаии, 17:1-3; кн. Иеремии, 49:23-27).

С конца VII в. до н. э. Сирия вошла в состав Нововавилонского царства, находясь под игом царей династии Ахеменидов. По некоторым данным, уже в этот период на территории Сирии начали активно селиться евреи: так, по сообщению Иосифа Флавия, в середине V в. до н. э. персидский царь Ксеркс приказал Эзре назначить еврейских судей «для всей Сирии и Финикии» (Иуд. древ., 11:129). В 333 г. до н. э. страна была завоевана Александром Македонским, а после распада его империи стала ядром государства Селевкидов.

В III — II вв. до н. э. в Сирии существовали многочисленные и процветающие еврейские общины, регулярно посылавшие в Иерусалимский храм богатые пожертвования. Самой крупной из них была община города Антиохия (ныне Антакья, Турция) – столицы монархии Селевкидов. Согласно Иосифу Флавию, около 300 г. до н. э. основатель династии Селевк I Никатор предоставил евреям Антиохии равные с греками гражданские права («Против Апионна», 2:39).

В период правления Антиоха IV Эпифана и его преемников (II в. до н. э.) эта страна периодически посылала карательные экспедиции греко-сирийских войск в Иудею, еврейское население которой подняло под руководством Хасмонеев восстание, переросшее в национально-освободительную войну.

карта Малой Азии и Ближнего Востока времен римского господства

С 64 г. до н. э. Сирия становится римской провинцией, наместнику которой подчинялась и Иудея. В период с I в. до н. э. по I в. н. э. еврейское население страны быстро увеличивалось, во многом за счет прозелитов: по свидетельствам современников, значительная часть жителей Сирии, включая даже некоторых римских наместников, если и не стали иудеями, то уж точно находилась под сильным влиянием иудаизма.

Несмотря на это, с началом Иудейской войны в ряде городов Сирии вспыхнули антиеврейские беспорядки, в ходе которых, в частности, в Дамаске было вырезано вся еврейская община, насчитывавшая, по свидетельству Иосифа Флавия, 10 500 человек (Иуд. Война, 2:561). С другой стороны, жители Антиохии просили императора Тита изгнать евреев из города, однако эта просьба не была удовлетворена. Более того, победитель Иудейской войны сурово наказал погромщиков, вернув евреям все ранее бывшие у них привилегии…

продолжение следует


[1] Арамеи, — кочевые семитские племена, родиной которых считается Аравийский полуостров. Впервые упоминаются в середине III тыс. до н. э. В XIV в. до н. э. арамеи проникли в Сирийскую пустыню и на средний Евфрат. В ряде мест (например, к востоку от реки Иордан) арамеи превратились в осёдлое население. Потомками арамеев являются древние, а через них и современные ассирийцы.

[2] Веками этот царь считался легендарной фигурой, пока его имя не было обнаружено в надписи на базальтовой стеле, обнаруженной при археологических раскопках на месте древнего города Дан (Южная Сирия), в 1921 году.


Как скачать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *