Иерусалим в раннем исламе
Иерусалим, как известно, стал центром трех религий. А какую роль играл Иерусалим в раннем исламе? Каким образом Иерусалим стал третьим по святости городом в исламе и какие изменения произошли в его статусе с течением времени?
В 634 году калиф Омар вошел в Палестину и через три года осадил Иерусалим. Не дождавшись помощи, христианский патриарх Софроний весной 638 года сдал город. Омар был великодушным завоевателем хоть он и наложил особый налог на немусульманских обитателей Иерусалима, их жизнь была сохранена и их святыни охранялись.
Т.е. сначала мусульмане не придавали Иерусалиму какого-то важного религиозного значения, изменение отношение можно почувствовать лишь к 660 году.
Важен еще один факт, что Иерусалим по определению Мухаммеда был важен тогда, когда молящийся обращался своим лицом в сторону Иерусалима (кибла).Это было , по мнению исследователей, первые 16 месяцев его прибывания в Медине. Даже в честь этого Иерусалим получил соответствующее название. Отношение Мухаммеда к Иерусалиму до хиджры не совсем ясно. Мекка занимала первое место святости для мусульман при жизни пророка, а Медина и Иерусалим уже на второстепенном месте.
Одни мусульмане принимали эти три священных места на одном уровне, а особо религиозные мусульмане не допускали этого, потому что опасались, что Иерусалим может занять священное место подобно Мекке по своей значимости и тем самым укрепить этим свое положение. Даже два этих города Мекка и Медина конкурировали между собой. Но затем статус Иерусалима как третьего святого города был официально признан, споры по этому вопросу прекратились. Святость города особенно проявлялась у мусульман –мистиков, которые даже предпочитали там поселиться.
Существует много рассказов о посещении Омаром Иерусалима и версий, почему он решил очистить Храмовую гору и построить там новую усыпальницу. Усыпальница Омара, где был похоронен один из его наследников, стала впоследствии называться мечетью Аль-Акса.
Пророк Мухаммед заимствовал из Ветхого и Нового заветов ряд персонажей, чем привлек, соответственно, интерес к Иерусалиму людей.
После его смерти сформировалась определенная традиция трактовки стихов в Коране, относящихся к Иерусалиму. Также можно упомянуть о ночном путешествии (исре) Мухаммеда в Иерусалим и его вознесении на небо (мирадж), историю о перенесении его ангелом из Мекки в Иерусалим.
Однако в 661 году, после смерти четвертого калифа, Али, огромная империя раскололась. Причиной тому были несколько соперничающих династий, каждая из которых заявляла свои права на калифат. Одна из них, династия Омейядов, делала все возможное, чтобы поднять репутацию Иерусалима как третьего священного для ислама города. Так, основатель династии, Муавия, объявил себя калифом в Иерусалиме и усилил значение Омаровой мечети Аль-Акса на южной стороне Храмовой горы. Его преемник, Абд-эль-Малик, построил монументальную, увенчанную золотым куполом мечеть (Наскальный купол) в центре Храмовой горы, где когда-то стояли и Первый, и Второй Храмы.
Существует две версии о возникновении этого купола:
— это то, что Иерусалим считался мусульманами наряду с Меккой и Мединой третьей мечетью
— и то, что его построили, чтобы мусульмане не уступали христианам красотой своих построек. Они хотели, чтобы у них была мечеть , которая могла бы быть одним из чудес света.
По плану Омейядов, Иерусалим должен был превратиться в мусульманский центр паломничества, равный Мекке. Однако их политическая столица находилась в Дамаске, поэтому не Иерусалим, а Рамле был избран центром региона. Большинство жителей Иерусалима по-прежнему составляли христиане, и его значение для мусульманской религии никогда не сравнялось со значимостью арабских городов — Мекки и Медины. В 750 г, когда пала династия Омейядов, Иерусалим пострадал от политических неурядиц, а землетрясение повредило Купол над скалой.
При мусульманском правлении противоречия между тремя религиозными общинами обострились. Мусульмане регулярно нападали на христиан, а евреи, страдавшие от жестоких законов и непосильных налогов, были не в состоянии содержать себя ремеслами, торговлей или переписыванием священных книг и сумели выжить лишь благодаря средствам, собираемым для них в общинах диаспоры. Им все еще было запрещено ходить на Храмовую гору, и для молитвы они собирались на склонах Масличной горы.
Несмотря на свой статус, евреи сами были раздираемы религиозными распрями. Так, в конце девятого века еврейская община Иерусалима приняла в свой состав группу караимов. Караимы отвергали Устное Учение и стояли за буквальное понимание законов Торы. Таким образом, караимы отвергали все историческое развитие еврейской мысли и традиции.
Караимы появились как подобщина большой еврейской общины в Вавилоне. Некоторые ее члены перебрались в Иерусалим, и очень скоро им удалось привлечь на свою сторону последователей из местного еврейского населения. Караимская община под названием Авелей Цион («Плакальщики Сиона») выросла и стала центром караимского толкования Библии. Члены основной еврейской общины следовали раввинистической традиции и, чтобы подчеркнуть свое отличие от караимов, называли себя раввинистами. Существовала своего рода напряженность в иерусалимской еврейской общине .
А разве Иерусалим упоминается в коране?
Ув. haim, разрешите мне ответить за автора статьи.
Вопрос упоминания Иерусалима в Коране не столь однозначен, как бы хотелось и одной и другой стороне. Я уже упоминал об этом в своей статье, посвященной Дню Иерусалима (см. http://evrofilm.com/den-ierusalima.html), и тут повторю абзац из нее по интересующему нас вопросу:
«Кстати, когда евреи установили контроль над всем Иерусалимом, разъяренные до кровавой пены из пасти исламские лидеры ни с того ни с сего заявили, что Иерусалим – третий священный город ислама после Мекки и Медины! Для мусульман святость Иерусалима основана только на довольно туманно прописанном в Коране коротком рассказе о том, что отсюда пророк Мухаммед якобы вознесся на небо (сура XVII «Аль-Исра» («Путешествие ночью»)). Оригинальный текст ни разу не упоминает Иерусалим, говоря только о мечети аль-Акса, которая, правда, находится в Иерусалиме, и к которой мусульмане имеют полный доступ. Понятно, что ярость арабов и их измышления связаны вовсе не с религиозными соображениями, а с тем, что город оказался под еврейским контролем. Ведь, если Иерусалим ТАК УЖ СВЯТ для них, то почему в период с 1948 по 1967 гг., когда тот был арабским, только один король Марокко Хусейн посетил этот город?!.»
С другой стороны, сами мусульмане, — я сейчас говорю не только про арабов, — уверенно оперируя цитатами из Корана, доказывают, что Иерусалим там упомянут и не раз, но не прямым названием, — ибо оно более чем свято, чтобы произносить всюду и везде (!) — а косвенно, намеками, полунамеками и прочим. Я лично слышал лекции по этому поводу (врага нужно знать в лицо, не так ли?), как в Израиле, так и в других странах. Поэтому, скажу, что ловкой подтасовкой, игрой в слова и вырванными из контекста цитатами можно доказать всё, что угодно. Как писал Г. В. Плеханов: «используя только одни цитаты из «Отче наш», я докажу, как дважды-два, что молитву эту сочинил еретик».
Этим пороком, увы, страдают и та и другая сторона. Но все же, без всякого сомнения, Иерусалим — священный город прежде всего евреев. Тому масса доказательств, имя им — легион, так что приводить все считаю темой совершенно отдельной статьи.
Уважаемая, нет, чего уж там, дорогая lulik, вам мой поклон или, как принято говорить сейчас, РЕСПЕКТ :!:
Статья хорошая, познавательная, информирующая читателя, пусть кратко, зато по делу. Молодец, пять! «Возьми пирожок на полочке», — как говорила наша учительница по русскому языку и литературе. :)
Смущает лишь одно обстоятельство: в конце Вы начали рассказывать про караимов, но сделали это более чем «скомкано», слишком кратко для столь более чем обширной и преинтереснейшей темы. Я лично считаю, что караимы заслуживают написания отдельной статьи, чем, вскоре, с вашего позволения, и займусь…
Надеюсь, без обид? Впрочем, Вы — более чем умная женщина, поэтому всё понимаете правильно. Иным бы не грех у Вас поучиться. :grin:
Спасибо за хороший отзыв,тогда продолжение про караимов остается за вами :smile: